?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У меня сейчас тенденция: потянуло на старые советские фильмы 50-х-60-х годов. Смотришь как антропологическое упражение, где-то с огромным интересом - эвона как люди думали, где-то с ностальгией по товариществу и трудовому энтузиазму, которые местами таки попадались в те времена.
И вот недавно попался мне фильм 1957 года "Разные судьбы". Сюжет вкратце: два юноши и две девушки заканчивают школу. В одну из девушек, Таню, влюблены оба юноши, а вторая девушка, Соня сохнет от безответной любви к одному из молодых людей. Таня выходит замуж за другого, а безутешный влюбленный уезжает в Сибирь работать на заводе. Верная Соня едет за ним. Таня быстро строит своего мужа: тот начинает подрабатывать на нескольких работах и боится расстроить свою женушку хоть одним словом. Мужа, к слову, зовут Федя. А второго парнишку - Степа. Ну так вот, Таня ни в чем себе не отказывает, переложив решение всех своих проблем на Федю. Параллельно заводит флирт с пожилым композитором, которого пробивает на творчество, и тот начинает писать сильные, качественные романсы. Федя узнает об этом и со всего маху дает Тане по морде. Потом долго просит прощения, но Таня поднимает вопрос насилия в семье на комсомольском собрании. Федю морально осуждают. Естественно, брак их распадается.

А между тем Степа вступает в партию, осваивает методы корпоративной политики и медленно, но верно делает карьеру. Соня путем нечеловеческих усилий: разгуливания с высокой температурой, общения в секретарем ЦК и приведения пьяного депрессивного Степы в чувство, таки добивается того, что ее начинают отличать от тумбочки. Степа даже делает ей одолжение и женится, правда, скорее для того, чтобы отомстить Тане. Счастливая семейная жизнь выглядит в фильме так: молодые супруги, Степа и Соня решают помочь материально заболевшему Феде. Молодая жена вполне рационально говорит: "Да, деньги мы ему отправим, это важнее. Мы собирали на мебель, но мы огда купим только самое необходимое" На что получает выговор от любимого мужа: "Дура ты Соня, какая мебель, когда нашему товарищу плохо". А дальше идет перекладывание ответственности на Соню: двай типа, думай, как деньги отправлять, где твоя хитрость, Соня. Соня придумывает, после всех подвигов ей это как не фиг делать. Вобщем, счастливая советская семья.

А в Питере Таня посылает на фиг композитора и предпринимает попытку помириться с Федей, который тоже решил ехать в Сибирь. Правда, до этого она говорит вполне здравую фразу: "На нем свет клином не сошелся". Попытка не удается. Федя уезжает. И, наверное, к счастью для Тани.

И подумалось мне, что хоть создатели фильма и пытались создать образ жуткой эгоистки, кое-где они накосячили.
Во-первых, в отличие от простой советской женщины Сони, которая себя ни во что не ценит, Таня себя любит и искренне верит, что заслуживает самого лучшего. Отношение к себе у нее вполне здоровое. Она не готова жертвовать собой ради другого человека, и это правильно. Я еще не видела ни одной счастливой жертвы, если честно. Ее мужчины относятся к ней трепетно: пылинки сдувают, пишут романсы, боятся расстроить неосторожным словом или действием. Соне достается гораздо меньше, Соня зарабатывает себе хорошее отношение и добивается замужества. И в замужестве она скорее сонька-агрегат, который можно назвать дурой и чье мнение можно проигнорировать. Романсы писать ей незачем, она уже вся тут: безотказная, старательная, которая и с температурой 40 пойдет выручать, страдать и добиваться.
Когда происходит домашнее насилие, у Тани не возникает даже вопроса, давать ли отпор насильнику. Ее бить нельзя, и это чувствуется. Она стильно выглядит, следит за собой. И, наконец, она не боится потерять мужчину рядом. И мужчины это чувствуют и Таней дорожат. В фильме Таня живет за чужой счет и считает, что ее должны обеспечивать мужчины. Это, пожалуй, единственный негативный момент. Каким-то образом, незаметно, она бросает институт. А зря. Если бы такая девушка получила бы специальность и ни от кого бы не зависела, в СССР была бы мощная и эффективная модель счастливой независимой женщины. Вместо этого на протяжении десятилетий обществу втюхивался образ мазохистки Сони. Типа настоящая женщина должна жертвовать собой ради близких, должна выкладываться и терпеть. И для многих это стало нормой. А такие качества как любовь к себе, чувство собственного достоинства, вера в свою ценность почему-то стали признаками эгоизма.

Tags:

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
ciobhai
Apr. 16th, 2009 09:20 am (UTC)
да, действительно, выросло целое поколение таких Сонь, ни во что себя не ценящих... так они и следующее поколение воспитывают в том же духе.

"любовь к себе, чувство собственного достоинства, вера в свою ценность почему-то стали признаками эгоизма"-так и есть, а что с этим делать-непонятно.

Edited at 2009-04-16 09:21 am (UTC)
nedogurok
Apr. 16th, 2009 09:33 am (UTC)
Если себя не любишь, то, естественно, то же своим детям и привьешь. А наработать любовь к себе можно. Постепенно. Напишу как-нибудь пост на эту тему.
astringency
Apr. 16th, 2009 09:53 am (UTC)
вот я тоже всегда морщусь от образа "Сони" в советских фильмах, ведь даже в этих фильмах видно, что не любит таких женщин, не любят. используют, потому что удобно, и все.
nedogurok
Apr. 16th, 2009 10:18 am (UTC)
А еще его продвигали как единственно правильный.
astringency
Apr. 16th, 2009 10:20 am (UTC)
вот и результаты кстати - до сих пор многие русские женщины считают, что так и должно быть. брррр
nedogurok
Apr. 16th, 2009 10:23 am (UTC)
и дико ненавидят тех, кто живет по-другому.
astringency
Apr. 16th, 2009 10:29 am (UTC)
во-во
nedogurok
Apr. 16th, 2009 10:37 am (UTC)
Дык, это ж мучительно больно смириться с фактом, что получают больше всего не те, кто больше всех вкладывается. а те, кто считает себя этого достойными...
anariel_rowen
Apr. 16th, 2009 10:44 am (UTC)
Ну, все-таки не надо валить все на один-единственный фильм. Очевидно же, что это не причина, а симптом.
nedogurok
Apr. 16th, 2009 11:17 am (UTC)
Нее, там не в одном фильме дело, а во всей общественной психологии того времени. А вот за то, что они образ нормальной женщины искорежили и обозвали эгоисткой, здесь они внесли существенный вклад в закабаление женщины.
anariel_rowen
Apr. 16th, 2009 12:27 pm (UTC)
Не верю я в особый вклад одного фильмак на фоне психологии эпохи...
nedogurok
Apr. 16th, 2009 12:37 pm (UTC)
А кто говорит, что он один был? Но именно в этом фильме четко прослеживается мысль: любить себя эгоистично. Не в одном фильме дело, конечно. тем более, что их было множество, но и недооценивать его влияние не надо. Вот возьми Матрицу - существуют клубы фанатов, сайты и т.д. Это при наличии огромного количества другой, не менее визуально яркой информации. А тогда этого не было, и каждый фильм был гораздо более значимым в культурном контексте. Народ по 10-15 раз один и тот же фильм смотрел. Вот тебе и зомбирование.
revitalized
Apr. 16th, 2009 10:44 am (UTC)
Только утром об этом думала. :) Всю жизнь поражалась, что у моей мамы ее собственные интересы всегда стояли на самом последнем месте. Даже не как жертва и манипуляция, а вот как единственно возможный вариант поведения. Правда, я считала, что корни такого подхода уходят в личную и семейную историю, а оказывается, это массовое воспитание "правильных женщин". :)
nedogurok
Apr. 16th, 2009 11:21 am (UTC)
Да, так и было. Считалось же, что любить себя неприлично и постыдно. Вообще, достаточно жесткая роль была у женщин. И думается мне, что фильм, конечно, отражение общественной морали того времени, но и свою долю такая пропаганда внесла. Тем более, он же не один такой был.
roze_masha
Apr. 16th, 2009 10:28 pm (UTC)
отлично как написано! тоже люблю смотреть старые фильмы, с точки зрения изучения нравов и психологии
nedogurok
Apr. 17th, 2009 08:34 pm (UTC)
спасибо. Вообще, чем старее какая-нибудь драма или мелодрама, тем прикольнее. Заодно видишь, откуда корни каких-нибудь стереотипов идут.
eternity_scout
Apr. 18th, 2009 05:23 am (UTC)
Прочитав по диагонали, фабулу вроде понял. Ну и чего, по-моему норм. С одной стороны, конечно свободы маловато, да? А с другой, страны с нормальным воспроизводством населения (=количеством детей в семье) отличаются ЗА-МУЖНЕЙ ролью женщины.

Потому что это тяжелый труд - быть матерью, и труд в котором смирение - одна из лучших позиций. Еще лучшей была бы позиция просветления, но таких людей, просветившийся, а потом сознательно служащих своей семье маловато. Причем на внешний вид (издалека) просто забитую и осознанно служащую отличить сложно.

Опять же, пока дождешься, чтобы женщина просветилась (уже смешно, да) и дошла до осознанного отказа от гордыни в пользу служения семье, у нее детородный возраст три раза кончится. Так что практика загоняния женщины в семью с младенчества кажется мне достаточно удачной.

Воспитанию мужчины в такой парадигме тоже должно уделяться не меньшее внимание. Но фильмов на эту тему было в СССР не счесть, я не спец.

А уж после становления детей на ноги, женщина еще достаточно молода, чтобы оттянуться на вторую вышку или какую-нибудь живопись. В теории.

Я вас, мастер П. очень люблю. И высказываю здесь свое мнение просто для ознакомления, не в целях спора или там потрясения тонкой женской души.
nedogurok
Apr. 20th, 2009 07:56 pm (UTC)
Ты тут про другое. Я про женское самоуважение писала и самооценку.

Что касается твоей темы, то другая у меня система ценностей. И из того, что я знаю, а знаю я на эту тему немало, просветленных семья уже как правило не волновала, мужчины они или женщины. Это совсем другой уровень. Здесь вообще связи нет. Вообще, путь к просветлению - вещь индивидуальная, и заталкивать всех в рождение детей, есть явление очень нежелательное. Хотя бы вот поэтому: http://radulova.livejournal.com/1398642.html
Вот такие результаты практики загоняния женщины в семью. А ребенком у такой матери быть очень невесело.

Просветление - это как раз отбрасывание всех общественных рамок и стереотипов и поиски своего пути. Он может привести в семью, а может - на Северный полюс или в Гималаи. Человек спрашивает себя, а является ли то, чем занимаются люди в массе: семья, работа, рождение детей важным для нее самой. И часто оказывается, что нет. Наоборот, эти вещи часто являются преградами к развитию. Загонять кого-то куда-то неэффективно, потому что суть все таки в осознанности и понимании того, что ты делаешь.

Вобщем, не спора ради, а дележки мыслями для:).

eternity_scout
Apr. 18th, 2009 05:27 am (UTC)
Да, вот этот пост был у меня во ф-ленте рядом. Читал вас одновременно

http://shaktyy.livejournal.com/116341.html

Забыл сразу в пост ссылку включить. Прервал телефон. Позвонила дочь, сказала что проснулась. И мама глазки открыла, но лежит и приворяется спящей :)
nedogurok
Apr. 20th, 2009 07:25 pm (UTC)
Не, это не мое. Совсем:) Думаю, в прошлых воплощениях я это уже отработала.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong