nedogurok (nedogurok) wrote,
nedogurok
nedogurok

Categories:

Тантра и немного о тантрических богинях

В прошлом году мы чудом сходили на одну из немногих выставок в Британском музее, которые случились между локдаунами. Выставка была на тему тантры и оказалась очень интересной. Состояла из нескольких тем, включая происхождение тантры, ее влияние на традиционный индуизм и буддизм и ее революционное воздействие на антиколониальную борьбу индийцев. Там же я купила книгу "Тантра: от просветления к революции" Иммы Рамос с иллюстрациями, большая часть которых присутствовала в качестве экспонатов на выставке.

Вкратце из истории тантры: это было секретное течение, которое было в оппозиции официальному индуизму и кастовой системе, и всяким ведическим учениям. Известно, что Шакти в индуизме олицетворяет собой всю энергию мира, можно сказать, ткань бытия, то, что не исчезает и не создается. Индусы считают ее божественным женским началом. На базе этого верования возник Шактизм, духовное направление практик, адепты которого старались овладеть духовной силой, которая была порождением женского божественного начала. Мужское начало, Шива, статично и представляет собой космическое сознание.



Тантрические практики были кратким путем к просветлению, в ходе которых тантрик должен был отбросить кастовые барьеры, гендерные предрассудки и все прочие привязанности. Для этого многие тантрики жили на погребальных площадках, где сжигали покойников и там же практиковали свои методы. Для них не существовало священного и грязного, многие практики были направлены на преодоление страха, отвращения и зависимости, и были неоднозначными с современной моральной точки. Они выходили за переделы кастовой сегрегации, и в каком-то смысле служили социальными лифтами. Тантру могли практиковать неприкасаемые, женщины и прочие угнетаемые группы, которым было запрещено изучать Веды.

Тантра вела не только к просветлению, но и награждала адепта сиддхами - сверхъестественными способностями. Поэтому она постепенно становилась популярной у правящих классов, которые не чуждались завести себе гуру-тантрика, чтобы приобрести власть над всем миром и прочие сверхспособности. Поэтому в Индии активно строились в открытую храмы тантрическим божествам. Собственно, даже брамины соблазнялись идеей овладения мистическими силами, таким образом тантра постепенно становилась легитимной и рукопожатной.

Женщина в тантре считалась носительницей божественной силы и почиталась как Шакти. Тем более, в те древние времена можно было нарваться на реальную практикующую, овладевшую сверхъественными способностями. Так что безопаснее было поклониться встреченной женщине и сделать три раза ку на всякий случай.

Кроме того, тантра рассматривала истинную женскую природу с непривычной точки зрения. Женская природа считалась яростной и воинственной. Истинная сила заключалась в женской природе, а не в мужской. Поэтому если индуистским богам предстояла битва, они отправляли туда свои женские воплощения. Эти воплощения назывались Матриками - Матерями и было их семь. Изображались они, как правило с мечами, отрезанными головами врагов в одной половине рук и с младенцем в другой, представляя собой воплощение принципа материнства и яростной мощи.

Внизу: матрики в битве. Младенцев не наблюдается.



Главная из них - Чамунда. Она также возглавляет тантрических богинь - йогини. Тоже очень впечатляющие персоналии, возможно, напишу про них позже. Ее имя это комбинация имен двух чудовищ, Чанда и Мунда, которых она убила. Она описана как старуха со свисающей грудью, носящая гирлянду из отрубленных голов или черепов. В ее руках барабан, трезубец, меч, змея, кхатванга, ваджра, отрубленная голова и чаша из черепа, наполненная кровью. Она стоит на трупе человека или сидит на побежденном демоне или трупе. Она носит украшения из костей, черепов и змей, а также носит яджнопавиту из черепов и головной убор из спутанных волос, связанных змеями, как лентой, иногда украшенных полумесяцем. Ее глазницы описываются пылающими огнем.

Симпатяжка.



Женщины, практикующие тантру, были совсем другими, чем мы представляем себе ведических жен. В прямом смысле, они подражали матрикам и йогини и становились тантриками-аскетами. Одна из таких последовательниц - Карайккал Аммайяр. Когда она отказалась от роли послушной жены, то попросила бога Шиву забрать ее красоту и заменить ее демонической внешностью. Это символизировало отречение от ожидаемой социальной роли и принятие роли аскета-изгоя, практикующего запретное, что наделило ее огромными мистическими силами.



Tags: feminism, tantra
Subscribe

  • Испанский дыбр

    Испанские штаммы гриппа намного более забористые, чем английские. Прошла уже неделя, а я страдаю кашлем и слаба как котенок. Полчаса домашнего труда,…

  • Долгий путь домой

    Наше обратное путешествие из Торревьехи было большим подвигом. Т. где-то подхватил простуду и чувствовал себя препоганейше. Вылет же задержали, и все…

  • Ностальгическое

    Как же я тоскую по гречневой лапше и правильной темпуре

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments