?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Патанджали. Часть 1.

Ну вот мы и начали песню. Фугу Енс выложил у себя на сайте полный текст Йога-сутры http://ens-yoga.narod.ru/Yoga-sutra.htm, а мы решили поделиться впечатлениями от прочитанного, отпрактикованного и так далее.

Из Википедии: Патанджали — основатель Йоги философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э. Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или "Маха Самадхи", нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой "Йога-сутры".

Из более-менее вменяемых комментаторов, которые писали для обычных людей и протсыми словами, вспоминается Ошо. Правда, я не помню название его книги. Вобщем, мы будем писать то, что у нас аукнулось, а желающие могут добавлять и комментировать. Мы сами рассматриваем Йога-сутру прежде всего как методическое пособие по практике йоги. Что понимать под "йогой", очень хорошо написал Енс здесь http://ens-yoga.livejournal.com/952.html

Будем выкладывать по несколько строк за раз:

<1> Вот наставление в Йоге.

<2> Йога - прекращение (ниродха) "завихрений" (вритти) сознания (читта).

<3> Тогда "Зрящий пребывает в своей собственной форме (сварупа).

<4> Иначе - отождествление с "завихрениями".

<5> "Завихрения" - пяти видов, связанные с "оковами сознания" (клеша) и не связанные.

Йога есть не фитнесс, а гораздо более масштабная и объемная весчь. В принципе, йога имеет много синонимов, как-то дзен, тантра, путь воина и так далее. В данной строчке йогу можно легко поменять на "дзен" и смысл от этого не изменится.

Задаю себе вопрос: а зафига я все это пишу. Отвечаю: а затем, что мне интересно, что я сама из Йога-сутры понимаю, а что нет.

Зрящий, пребывающий в собственной природе попросту просвтеленный человек. гы-гы, попросту. Еще раз гы-гы.

В своей собственной природе пребывает мало кто, поскольку с рождения человек подвергается водопаду всяких культурных и социальных норм, верований, стереотипов, ценностей. Очень прикольно читать психологию развития челвоека, как с двух базовых эмоций у ребенка добавляется очень широкий спектр дополнительных: зависть, страх, обида. Вобщем, вы поняли.

А в последующих постах рассмотим поподробнее то, что помогает дойти до жизни такой, а именно всяческие завихрения.

Tags:

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
eternity_scout
Jan. 15th, 2008 05:06 am (UTC)
В общем очень интересно и очень актуально. Я по сути к тому же подхожу. И долгий опыт йоги конечно интересен.
nedogurok
Jan. 18th, 2008 11:48 am (UTC)
Два раза коммент постила, это третий:) А к чему подходите-то? К осознанию Зрящего?
ens_yoga
Jan. 16th, 2008 12:44 pm (UTC)
Малюськи попРЯВКИ
1) Книга Ошо называется "Йога - альфа и омега" (это не попрявка, а довесок)
2) Йога сутра - НЕ методическое пособие. Там НЕТ методики, технологии, описания упражнений. Это ОЧЕНЬ КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ,принципов, которые можно обнаружить в ЛЮБОЙ духовной системе. Это ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ, а не методичка.
3) Йога и Дзен НЕ одно и то же! Но СУТЬ Йоги и СУТЬ Дзен - ОДНА. Это похоже на то, как один и тот же человек одевает либо набедренную повязку, либо кимоно.
4) ООООООЧЧЧЧЧЕЕЕННЬ ВАЖНО понять, что ЗРЯЩИЙ у Патанджали - это вообще НЕ ЧЕЛОВЕК!!!!!!!!!!! (См. глава 2, №20, кстати, в новой редакции я уточнил этот пункт.) Человек, согласно Йога-сутре - это ЗРИМОЕ!!!!!!!!!! Непонимание этого ВАЖНЕЙШЕГО звена Учения приводит к ОФИГЕЕЕЕЕЕЕЕЕННЫМ проблемам. По сути, ПРОБУЖДЕНИЕ ("просветление") эквивалентно пониманию-переживанию этого ОСНОВНОГО пункта.
5) Болшьшинство людей путают ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА тела-ума = личности - т.е. ЗРИМОГО - с СОБСТВЕННОЙ ФОРМОЙ ЗРЯЩЕГО. Не ПРИРОДОЙ, а ФОРМОЙ! Сва-рупа=Своя (цвето-)форма. Природа же в санскрите обозначается словом ПРАКРИТИ, которое тоже встречается в ЙС, там, где ему положено быть.
6) Гы-гы-гы!
nedogurok
Jan. 16th, 2008 12:59 pm (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ
4) Интеллектуальное понимание этого пункта (как и вообще всех пунктов, но этого в частности) приводит к бесконечным спорам о том, что такое сознание и как оно отлично от человека, и почему, и как его осознать в таком его виде и т.д. Различие есть - и я лично вижу, как можно запутаться, считая, что зрящий относится к человеку, так и как можно уйти в рассуждения заместо практики, пытаясь выделить этот факт. ФУГУ ЕНС видимо больше боится первого судя по его комменту №4 :) Трясохуйкин.
ens_yoga
Jan. 17th, 2008 09:48 am (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ
1)Если ВНИМАТЕЛЬНО прочесть мои попРЯВКИ, можно обнаружить, что я говорю о понимании-ПЕРЕЖИВАНИИ, а не об интеллектуальном понимании. Именно ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ познание является у Патанджали одним из ЗАВИХРЕНИЙ Сознания, подлежащих устранению. Вместо этого средством ПОЗНАНИЯ является ПЕРЕЖИВАНИЕ в состоянии САМАДХИ. Бесконечные споры ДЕЙСТВИТЕЛЬНО возникают именно из-за ТОЛЬКО-интеллектуального понимания. После понимания-ПЕРЕЖИВАНИЯ они невозможны.
2)Если мы изучаем систему, изложенную ПАТАНДЖАЛИ, давайте будем точнее понимать ЕГО терминологию, а не интерпретировать ЕГО термины так, чтобы они подтверждали НАШИ произвольно обусловленные концепции. Конечно для этого хорошо бы заняться САНСКРИТОМ. Т.е. важно понять, что САМ ПАТАНДЖАЛИ имеет ввиду.
3) К вопросу о ЗРЯЩЕМ. Если кому-то кажется, что понятие "ЗРЕНИЕ" ("ВОСПРИЯТИЕ") равно понятию "ЧЕЛОВЕК" - это его право. Но ПАТАНДЖАЛИ, как видно из его текста, так НЕ считает.
4) ЕНСу, в принципе, бояться уже нечего. Но если не понимать ПРИНЦИПОВ духовной практики и ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, изложенных в ЙС, то сама ПРАКТИКА может увести НЕ В ТУ сторону. Т.е. ПРАКТИКИ будет много и она моет быть очень интенсивной, НО БЕССМЫСЛЕННОЙ. Так что без предварительных РАССУЖДЕНИЙ, как правило, мало кто может обойтись.
nedogurok
Jan. 17th, 2008 12:15 pm (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ
1) Это понятно :)
2) Давайте. Понимание того, что Патанжали имеет ввиду будет зависеть от наличия у того, кто интерпретирует соответствующего опыта. Поэтому ваши комментарии важны, как комментарии человека, который знаком с методами и состояниями, описываемыми Патанжали. Мы даем ту картину, которую позволяет увидеть наш собственный опыт.

4) Мне кажется, что важно не только то, что Патанжали имел ввиду, но и что человеку делать, чтобы углУбить свое понимание. Возращаясь к теме в Йоге: Тьме Души. Сказать - "Не то" в наше время может быть недостаточно.
"Так что без предварительных РАССУЖДЕНИЙ, как правило, мало кто может обойтись." - Рассуждений мне кажется недостаточно ибо они будут восприниматься личностью, омраченной всяческими проблемами и неврозами и т.д. Нужны методы, которые позволят убрать факторы, мешающие ясному восприятию того, что говориться, тогда вероятность неправильного понимания основных принципов будет значительно ниже. В противном же случае - основные принципы априори будут восприняты "неверно" и я думаю, что рассуждениями это не лечится. Трясохуйкин




Edited at 2008-01-17 12:15 pm (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ - ens_yoga - Jan. 19th, 2008 09:55 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 20th, 2008 09:25 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - ens_yoga - Jan. 22nd, 2008 01:29 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 22nd, 2008 02:54 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - ens_yoga - Jan. 22nd, 2008 10:11 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - ens_yoga - Jan. 22nd, 2008 10:12 pm (UTC) - Expand
nedogurok
Jan. 20th, 2008 09:10 pm (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ
2) Мне вот таки кажется, что даже изучая санскрит, человек будет его интерпретировать, исходя из собственных произвольно обусловленных концепций. Конечно, смысл некоторых слов станет более ясен, но к ПОНИМАНИЮ того, что имел вв иду Патанджали без соответсвующего личного опыта это не приведет.

4) насчет бессмысленной практики: но ведь пока нет соответствующего опыта, как человек может ПОНЯТЬ принципы Йога-Сутры? Здесь работает либо доверие учителю, либо везение - решил практиковать что-то, а оно сработало. У меня было все просто: мне на йоге было кайфово и мне там разрешали дрыхнуть вместо упражнений. А потом я уже начала прислушиваться, что к чему. Так что мой ИМХО: практика и рассуждения должны идти параллельно.
nedogurok
Jan. 20th, 2008 09:02 pm (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ
Ну вот и Перекосюк добрался. Бальшое спасибо рыбе Енсу за его комментарии. Именно этого нам и хотелось.

2) Знаете, сей трактат вполне конкретно говорит о том, как следует работать с каждым видом вритти. Мне этой информации чтобы начать практиковать, часто бывает достаточно. То, что там излагаются принципы йоги - безусловно. Но в качестве источника информации о различных методах работы, Йога-сутра вполне может использоваться.

3) Ладно, я про суть писала. А кто там в сари или в кимоно - это уже детали.

4) Вот тут в точку. Здесь я затормозила.

5) Вот тут я до сих пор путаю. Не врубилась. Форма Зрящего - это что тогда? Типа, человек без воздействия социума будет просто маугли, но отнюдь не просветленным, то бишьл осознавать свою природу автоматически не начнет? Хрен его знает. Есть всякая непроверенная инфа, что младенцы по первости очень много чего понимают и осознают, только сказать не могут.
ens_yoga
Jan. 22nd, 2008 01:15 pm (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ
2) Знаете, сей трактат вполне конкретно говорит о том, как следует работать с каждым видом вритти. Мне этой информации чтобы начать практиковать, часто бывает достаточно. То, что там излагаются принципы йоги - безусловно. Но в качестве источника информации о различных методах работы, Йога-сутра вполне может использоваться..

\\\\\Что-то я не помню, где в ЙС описываются КОНКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Какие номера Вы имеете в виду? Я думаю, что Вам достаточно ЙС для практики только потому, что Вы имеете информацию НЕ ТОЛЬКО из ЙС. Лично я прекрасно помню, что, когда читал ЙС первый раз, я хотел найти именно упражнения, но не нашёл. Попробуйте провести эксперимент: дайте прочитать ЙС тому, кто никогда не занимался Йогой и посмотрите, сможет ли он(а) что-либо практиковать. Да, там написано иногда, ЧТО надо делать, но не написано КАК.

3) Ладно, я про суть писала. А кто там в сари или в кимоно - это уже детали.

\\\\\Из самого текста не ясно, что про суть. (Придираюсь! ;-))) )

4) Вот тут в точку. Здесь я затормозила.

\\\\\А ведь это – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ ВСЕЙ СИСТЕМЫ!!!

5) Вот тут я до сих пор путаю. Не врубилась. Форма Зрящего - это что тогда? Типа, человек без воздействия социума будет просто маугли, но отнюдь не просветленным, то бишьл осознавать свою природу автоматически не начнет? Хрен его знает. Есть всякая непроверенная инфа, что младенцы по первости очень много чего понимают и осознают, только сказать не могут.

\\\\\А зачем Христос говорит: «Будьте, как дети»? Вот тут БОЛЬШИНСТВО всегда путают. Распутка этой запутки эквивалентна пробуждению. Я как раз собираюсь с Духом, чтобы попробовать приоткрыть эту тему в ЖЖ. Дело в том, что все разговоры о просветлении ведутся в области действия эго-личности, а пробуждение находится ВНЕ этой области, хотя и может осознаваться умом. Другими словами, и дети, и взрослые, и растения, и животные, и даже то, что считается неживым ОБЛАДАЕТ ПРИРОДОЙ БУДДЫ, но только человек с достаточно развитым умом может ЕЁ осознать. Поэтому СОБСТВЕННАЯ ФОРМА ЗРЯЩЕГО не есть форма индивидуального сознания, а есть ОБЩЕЕ свойство всех вещей – СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ или, как пишет Патанджали – «дрищи-матра», где «дрищи»=зрение(в широком смысле – восприятие), а «матра» (ср. матрица, матрац, матерь и т.п.) = в санскрите – «само» или «только». Получается «Зрящий есть само зрение», или «Зрящий есть только зрение», или «Зрящий есть основа зрения», т.е. САМА СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ. БЕЗЛИЧНАЯ по своей природе, общая для всего. Ею обладает сознание и Маугли, и Энштейна, и дерева, и инфузории туфельки, и обезьяны, и камня, и атома… Всё способно ВОСПРИНИМАТЬ информацию. Это и есть то, что называют ЧИСТОЕ(не в смысле «не грязное», а в смысле «само», «только») ЗЕРКАЛО = ОТРАЖАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ.
Переживание Пробуждения – это переживание состояния ЧИТОГО БЕЗЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ - не более и не менее. Личность при этом никуда не девается, не исчезает – она просто воспринимается ТАК ЖЕ, как и все остальные объекты мира, ибо личность-эго – это НЕ Зрящий, а ЗРИМОЕ.

Пока всё.
nedogurok
Jan. 22nd, 2008 02:21 pm (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ
2) Попробовала. Любой человек, который занимался хотя бы чем-нить более-менее серьезно, тем же Кастанедой к примеру, легко сможет конвертировать ЙС в реальные, конкретно этому человеку подходящие технологии.

Насчет конкретных примеров:

приведу самые очевидные

<31> Несосредоточенность ума сопровождается страданием, унынием, дрожанием членов тела, вдохами-выдохами.

<32> Для их устранения - упражнения с одним объектом.

Не надо быть семи пядей во лбу и знать йогу досконально, чтобы понять, что здесь надо концентрироваться на одном объекте. А как и сколько - зависит от индивида. Я, к примеру, всегда конкретные техники переделываю под себя.

<33> Постоянное проявление дружелюбия, сострадания, сорадости и безразличия относительно счастливых, страдающих, добродетельных и порочных - очищение ума.

А тут прямым текстом написано, что надо делать.

Далее:

<24> Господь (Ишвара) - особая Духовная Сущность (Пуруша) - свободный от "оков сознания" (клеш), действий, приносящих плоды (карма), вызревания "плодов" и "вместилища".

<25> В Нём беспредельно "семя всезнания".

<26> Он также Учитель древних, ибо не ограничен временем.

<27> Его обозначает священное Слово (пранава).

<28> Его повторение, созерцание его значения...

Повторение имя Господа, а также соответсвующих мантр, подходящих для божества. Опять же - в пункте 28 все предельно ясно написано.



Re: Малюськи попРЯВКИ - ens_yoga - Jan. 22nd, 2008 07:28 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 27th, 2008 05:38 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 27th, 2008 05:38 pm (UTC) - Expand
nedogurok
Jan. 22nd, 2008 02:32 pm (UTC)
Re: Малюськи попРЯВКИ
\\\\Из самого текста не ясно, что про суть. (Придираюсь! ;-))) )

Енс - занудо:)).

) Вот тут в точку. Здесь я затормозила.

\\\\\А ведь это – КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ ВСЕЙ СИСТЕМЫ!!!

Мне таки кажется, что Зрящий есть и проствеленный человек в том числе. Впрочем, подожду до более ясного опыта. Вот тогда и посмотрим, насколько это ключевой элемент системы или это очередные придирки Фугу.

Воооо

"Поэтому СОБСТВЕННАЯ ФОРМА ЗРЯЩЕГО не есть форма индивидуального сознания, а есть ОБЩЕЕ свойство всех вещей – СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ или, как пишет Патанджали – «дрищи-матра», где «дрищи»=зрение(в широком смысле – восприятие), а «матра» (ср. матрица, матрац, матерь и т.п.) = в санскрите – «само» или «только». Получается «Зрящий есть само зрение», или «Зрящий есть только зрение», или «Зрящий есть основа зрения», т.е. САМА СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ."

Сами пишете, что енто свойственно всем объектам и субъектам. В том числе и просветленным людям.

А в общем, хорошая объяснялка.

А вот интересно: у меня в метро часто бывает в последнее время такое переживание: меня нет. Тело есть, куда-то едет, а меня нет. Переживается ощущение пустоты. Потом проходит. Интересно, что за хрень такая.





Re: Малюськи попРЯВКИ - eternity_scout - Jan. 22nd, 2008 05:31 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 24th, 2008 05:33 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - eternity_scout - Jan. 24th, 2008 05:46 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 24th, 2008 05:56 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 24th, 2008 05:56 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - ens_yoga - Jan. 22nd, 2008 08:22 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 22nd, 2008 10:03 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - ens_yoga - Jan. 31st, 2008 02:45 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Feb. 3rd, 2008 09:13 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - ens_yoga - Feb. 3rd, 2008 09:55 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 27th, 2008 05:50 pm (UTC) - Expand
Дубль два - ens_yoga - Jan. 29th, 2008 10:43 am (UTC) - Expand
Re: Дубль два - nedogurok - Feb. 3rd, 2008 05:45 pm (UTC) - Expand
Re: Дубль два - nedogurok - Feb. 3rd, 2008 09:22 pm (UTC) - Expand
Re: Дубль два - ens_yoga - Feb. 3rd, 2008 10:05 pm (UTC) - Expand
Re: Малюськи попРЯВКИ - nedogurok - Jan. 22nd, 2008 10:10 pm (UTC) - Expand
eternity_scout
Jan. 19th, 2008 10:22 am (UTC)
Так. Прикольный текст. Осилил только начало первой главы.

Вообще, мне нравится.

Насчет осознанию Зрящего - похоже в этой терминологии именно так. С удивлением обнаружил, что последний месяц-полтора исследую мир в этом направлении. И самое интересное, нахожу. Внутреннюю сущность свою, осознание маски.
Контакт с внутренней сущностью, ее способности.

Не все время, конечно, но достаточно постоянно.

Вот с Фугу хочу пообщаться
nedogurok
Jan. 20th, 2008 08:53 pm (UTC)
Из собственного опыта: контакт с внутренней сущностью может быть разным... Вернее, эта самая внутренняя сущность весьма многообразна и не всегда является Зрящим. Но вобщем, рада за тебя.

А насчет великого Фугу, то он приплывает тут периодически. И опять же у него свой ЖЖ есть. С ним стоит пообщаться.
eternity_scout
Jan. 21st, 2008 08:42 pm (UTC)
Да, у меня собственно он и есть разный.

Зрящий - этого названия я не понимаю, но не суть, контакт есть, а там посмотрим.

Интересно конечно, когда вроде общаюсь со своим высшим Я, и запрашиваю - а есть ли высшее Я у высшего Я? И тут оно приплывает. Очень интересно.
ens_yoga
Jan. 22nd, 2008 01:20 pm (UTC)
Не удержался!
Вопрос на засыпку (точнее, на ПРОсыпку): ЧТО-ТО там у Вас приплывает, но КЕМ (точнее, ЧЕМ) это воспринимается. ВНИМАНИЕ! - Вы на грани!
Re: Не удержался! - eternity_scout - Jan. 22nd, 2008 05:34 pm (UTC) - Expand
Re: Не удержался! - nedogurok - Jan. 22nd, 2008 11:12 pm (UTC) - Expand
( 56 comments — Leave a comment )

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong