?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все начинается с правильных взглядов. Это позволяет нам понять исходную точку пути, пункт назначения и объясняет остальные факторы. Пытаться начать практику без базового понимания чревато риском потеряться в бессмысленности хаотичных действий без направления. Это может быть сравнимо с поездкой на автомобиле по незнакомой местности без карты. Можно сесть за руль и начать двигаться, но есть большая вероятность, что вас занесет очень далеко от вашего назначения. Чтобы приехать туда, куда нужно, следует иметь какое-то представление общего направления и нужных дорог. Аналогично с практикой пути, для которой существует дорожная карта или модель определенных понятий, которую ассоциируют с правильными взглядами. Так по Тераваде.





Почему правильные взгляды так важны? Потому что они помогают не только абстрактно понять вселенную, но и наши взгляды влияют на наше поведение, наши ценности и наше отношение к существованию. Мы можем не иметь четко сформулированных концепций в голове, наши верования могут быть размытыми. Независимо от того, четко ли они сформулированы или нет, они имеют огромную силу. Они структурируют наше восприятие, приводят в порядок наши ценности, создают концептуальную основу, через которую мы пытаемся объяснить себе наше существование в этом мире.



Наши взгляды потом трансформируются в действия. Взгляды служат причиной наших выборов и целей, и наших усилий достичь этих целей. Действия влекут за собой последствия, но изначально сами действия были совершены на основе имеющихся взглядов.



Поскольку взгляды всегда базируются на определении правильного и неправильного (я считаю, что вот это правильно, а это - нет), то взгляды, соотвественно, бывают правильными и неправильными и с точки зрения буддизма. Реальное и фальшивое. Эти два вида взглядов продуцируют совершенно различные действия и приводят к противоположным результатам. Если наши взгляды неправильные, даже если они плохо сформулированы и неосознанны, они приводят к страданию, согласно Будде. С другой стороны, правильные взгляды приводят нас к правильным действиям и, соответсвенно, к освобождению от страданий.



Хотя наши концепции о мире могут казаться безобидными и несущественными, если посмотреть повнимательней, именно они определяют весь наш путь развития в будущем. Будда говорил, что не существует ни одного фактора, настолько влияющего на появление неблаготворных состояний ума, как неправильные взгляды, и ни одного фактора настолько благоприятного для развития благотворных состояний ума, как правильные взгляды. Нет ни одного фактора, настолько способствующего страданию, как неправильные взгляды, и нет ни одного фактора, настолько несущего добро, как правильные взгляды.



В своем наиболее полном выражении правильные взгляды включают в себя понимание всей Дхармы или учения Будды, которое включает в себя всю Дхарму. В Тераваде в начале обучения в практических целях правильные взгляды подразделяют на мирские, которые применяются в повседневной жизни, и выходящее за пределы мирского - взгляды, которые ведут к освобождению. Первые имеют дело с законами, действующими в рамках цикла существования, и опираются на принципы, которые приводят в высшие и низшие планы существования, к мирскому счастью и страданию.



Вторые имеют дело с принципами, ведущими к освобождению. Здесь речь идет не о том, чтобы духовно развиваться от воплощения к воплощению, а полностью выйти из цикла повторяющихся рождений и смертей.



В дзене же практика направлена на то, чтобы ученик, прежде всего, получил представление природы Будды или истинной реальности. Там не обращают внимание на концепцию и модели, но стремятся к тому, чтобы ученик отбросил все концепции и модели путем прямого восприятия реальности. В начале обучения чтение книг по философии и буддистских трактатов не поощряется. Вместо этого ученику дается коан - вопрос, который не имеет логического ответа, но который дает возможность увидеть реальность. Примеры коанов для начинающих практиков: "звук хлопка одной ладони", "кто я", "какова моя истинная природа", "откуда я пришел", "зачем я здесь".



Ученик, отвечая на коан, получает опыт кенсе - первого проблеска истинной реальности. Происходит сдвиг в сознании, когда ученику становится понятно, о чем вообще говорил Будда. На этом путь его еще только начинается, потому что, как правило, первый проблеск, хоть и имеет все признаки совершенного понимания, далеко не очищает все паттерны ума и привязанности. Жадности, ненависти и иллюзий остается еще очень много, и они продолжают проявляться.



Именно поэтому, когда мы видим, что когда вроде бы духовный, просветленный человек творит что-то непотребное, это значит, что его обучение еще не закончено, и он вылез учить других слишком рано. Какой-то опыт у него был, но пока недостаточный. Поэтом в дзен обучение длится долго, и мастером дзен становятся очень не скоро. При правильном обучении.



В следующий раз мы посмотрим на мирские правильные взгляды, а потом на правильные взгляды, ведущие к освобождению.

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong