
С практической точки зрения все факторы пути разбивают на три группы:
-факторы, развивающие мораль и дисциплину (силаккхандха) включают в себя правильную речь, правильные действия и правильный образ жизни.
- факторы, развивающие концентрацию (самадхиккандха) включают в себя правильное усилие, правильное осознание и правильную концентрацию.
- факторы, развивающие мудрость (паннакхандха) включают в себя правильные взгляды и правильное намерение

Эти три группы факторов представляют собой три вида обучения - высшей морали и дисциплине, высшей осознанности и высшей мудрости.
Порядок обучения определен целью и направлением пути. Поскольку окончательная цель - освобождение от страданий зависит от избавления от невежества, то суть пути должна состоять в обучении тому, что противоположно невежеству. Это обучение мудрости, которое развивает способность проникать в истинную суть вещей (чем мы с вами постепенно и будем заниматься, хехе).

Мудрость развивается постепенно, но даже мелкие половинчатые инсайты случаются только с умом, который в достаточной степени концентрирован, очищен от беспокойства и не отвлекается. Концентрация достигается через обучение высшей осознанности, второй группе факторов, которая приносит спокойствие и сосредоточение, необходимое, чтобы развить мудрость. А чтобы ум был сконцентрирован, нужно работать со всякими вредоносными паттернами ума, потому что они рассеивают внимание на множество разной фигни, комплексов, злобы и прочего негатива, который имеет обыкновение скапливаться в наших тупых неразвитых умишках.

Вся эта хрень скапливается и действует до тех пор, пока мы этой ей позволяем вылезать через тело или речь. Поэтому в самом начале обучения необходимо, так сказать, держать себя в руках и не распускаться, чтобы дурные привычки не успели укорениться. Если вы привыкли злиться, это влияет на способность к концентрации, если вы привыкли врать, это вообще сильная помеха. В общем, если вы привыкли идти на поводу своих эмоций, то ваш ум никогда не станет сосредоточенным. Я этого долго не понимала. Мне казалось, что все эти принципы всего лишь мораль, которая относительна и меняется в зависимости от эпохи. Оказалось, все буддистские моральные принципы имеют практическое значение. Я потом буду писать подробно.

В общем, наша речь и поведение должны работать на наше просветление, а не против. Таким образом, путь развивается следующим образом: мораль и дисциплина являются основанием для развития концентрации. Концентрация является фундаментом для развития мудрости (в данном контексте, читай "просветления"). Ну а просветление ведет к освобождению от страданий.

Непонимание часто возникает, когда начинающий практик видит, что первыми факторами почему-то ставят правильные взгляды и правильное намерение, в то время как они по канону являются завершающими, последними факторами на пути. Это не ошибка, потому что на самом деле существуют правильные взгляды и правильное намерение предварительной стадии, чтобы человек вообще начал практиковать. Нужно иметь какое-то представление о том, куда ты хочешь вступить всей тушкой, не правда ли? Поэтому дается определенная теоретическая ориентировка на местности, ну а потом те, кому в этой жизни суждено дойти до конца, развивают правильные взгляды и намерение по-настоящему.
Продолжение следует.