
Постичь это надо не концептуально и интеллектуально, а непосредственно. Получить прямое знание.

Как же приобрести эту самую мудрость? Путем обучения, сбора и анализа фактов эту мудрость не приобрести. Но ее можно вырастить мичуринским путем, как утверждает Будда. Она вполне себе развивается при наличии определенных условий, а эти условия мы вполне можем организовать. Что же это за условия? Это так называемые ментальные факторы, компоненты сознания, которые складываются вместе в систематизированную структуру, которая и представляет собой путь к избавлению от страданий. (Будда был великий системщик, однако). Путь состоит из восьми факторов: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение. Каждый из факторов - очень прикольная штука сама по себе, и я буду про них писать.

Будда называет этот путь срединным, потому что он лежит, можно сказать, в середине от двух экстремумов, двух ошибочных попыток избавиться от страданий. Первым является стремление удовлетворить абсолютно все свои желания, попробовать все и никогда не отказывать себе в удовольствиях. Этот подход доставляет много удовольствия, но это самое удовольствие получается поверхностным, преходящим и не приносящим полного и глубокого удовлетворения. Будда сознавал, что чувственное желание может вызывать сильную привязанность, но он также знал, что грамотный отказ от подобного удовлетворения может принести гораздо большее удовлетворение. Этому он и учил. Обратите внимание на слово "грамотный". Поэтому Будда дает следующее определение подобному потворству своим желаниям: "

Другой конец спектра это практика подавления желаний и умерщвления плоти в попытке достичь освобождения, подавляя свое тело. В прошлых постах кто-то написал комментарий, что им не нравится буддизм, потому что надо подавлять свои желания и чувства. Да ни разу. Это как раз второй экстремум, которого нужно избегать. Намерение здесь хорошее, но путь тупиковый. Ошибкой является подавление тела, чувство и эмоций, потому что не они являются причиной страданий, а ум, в котором присутствуют жадность, ненависть и неведение. А тело с чувствами и эмоциями являются полезными инструментами, которые нужно беречь и всячески развивать. Второму экстремуму Будда дает определение: "болезненный, низменный и не ведущий к цели."

Будда предлагает срединный путь, который срединный не потому что представляет собой нечто среднее из первых двух путей, а потому что он избегает их ошибок и вообще про другое. Срединный путь избегает полного потворства своим желаниям, распознавая его бесплодность и предлагая взамен этого грамотное управление желаниями (жутко прикольная тема в буддизме, которая часто называется "отказом от желаний"). Желания и чувственность совсем не ведут к счастью, а являются источниками страдания и должны быть оставлены, если мы хотим достичь цели избавления от страданий. Грамотное управление желаниями не включает в себя пытки тела, а состоит в ментальной тренировке, для чего тело и психика должны быть здоровы и в хорошем состоянии. Поэтому о теле надозаботиться, а ум тренировать. Это и есть идея Благородного Восьмеричного Пути, который "дает видение, знание и ведет к миру, непосредственному знанию, просветлению и Нирване."
