?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Страдание в буддизме является краеугольным камнем, от которого мы начинаем плясать. Первая Благородная истина в разных переводах гласит, что жизнь неразрывно связана с дукхой. Дукха часто переводится как страдание, но это не совсем точно. Это еще глубже, чем боль и несчастье. Это фундаментальное ощущение неудовлетворенности, которая присутствует всегда, исключая просветленных товарищей. К слову, в моей френдленты недавно промелькнул пост, который как раз эту самую дукху описывал. Вроде все и ничего в жизни человека, но присутствует какое-то глубокое неудовлетворение, от которого как-то совсем хреново, хотя иногда бывает вроде и ничего, и непонятно, что с ним делать. Вот буддизм как раз про это.




Часто эта глубинная неудовлетворенность проявляет себя очень остро, как боль, сожаление, горе или отчаяние. Но обычно она присутствует всегда на краю нашего сознания как ощущение того, что наша жизнь не такая идеальная, как нам хотелось бы, что в ней всегда чего-то не хватает. Вещи всегда не до конца такие, как нам хочется, и никогда нас полностью не удовлетворяют. Вот эта самая фундаментальная неудовлетворенность согласно Будде является основной духовной проблемой.



Остальные метафизические и теологические вопросы, согласно буддизму вторичны, что, вобщем-то имеет смысл, так как весь смысл всех религий именно в том, чтобы уменьшить страдание людей, если не сейчас, так в следующей или загробной жизни, и обозначить условия, при которых это самое райское блаженство достижимо. Будда считал, что все крове страдания и его прекращения вторично и является "вопросами, не относящимися к освобождению".



Будда не останавливается на обобщенном определении и описывает формы, которые принимает дукха, проявленные и скрытые. Он начинает с наиболее очевидных форм страдания, содержащихся в физическом процессе самой жизни. Дукха проявляется в процессах рождения, старения и смерти, а также в нашей предрасположенности к болезни, несчастным случаям и травмам, включая также жажду и голод.



Страдание проявляется в наших внутренних реакциях на неприятные для нас ситуации и события через сожаление, гнев, фрустрации и страх, вызванные неприятными событиями, болезненными потерями, неспособностью получить то, что мы хотим. Даже наши удовольствия не свободны от страдания: они доставляют радость, пока длятся, но они конечны и заканчиваются. Тогда мы ощущаем потерю. В целом, наши жизни представляют собой жажду удовольствия и страх боли. Мы гонимся за первым и убегаем от второго, редко ощущая мир и удовлетворение. Настоящее удовлетворение кажется всегда где-то за пределами, за следующим горизонтом. А потом в конце мы должны умереть, оставить личность, которую мы создавали всю жизнь, а также все и всех, косого мы любили.



Даже смерть, учить Будда, не освобождает нас от страдания. Когда жизнь заканчивается в одном теле, "ментальный континуум", индивидуальный поток сознания возникает снова в другом месте в новом теле, в качестве физического носителя. Таким образом, цикл продолжается - рождение, старение и смерть, управляемый нашей жаждой существования. Этот Будда называет "сансарой" - "блужданием", которое продолжается бесконечное количество времени. Оно не имеет начальной точки. Не имеет значения, как далеко в прошлое мы заглянем, там всегда существовали какие-то живые существа, которые находились в этом цикле. (Про большой взрыв не спрашивайте, тем паче, что не факт, что именно с него все началось).



Будда описывает различные миры и планы существования, в которых происходит перерождение: адский мир, мир животных, мир голодных духов, мир людей, мир суров и мир богов. Но ни один из этих миров не дает окончательного освобождения. Жизнь в каждом из них приходит к концу. Она непостоянна, и в ней присутствует то отсутствие уверенности, которое характеризует дукху. По этой причине, тот, кто хочет окончательно освободиться от страданий, не может быть удовлетворен какими-то мирскими достижениями или статусом, а должен стремиться полностью выйти из этого порочного круга.



А как, будет немного дальше. А в следующем посте про буддизм будет про причины страдания.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
chermoneyoligh
Oct. 7th, 2018 05:33 pm (UTC)

А я что-то из всего буддизма вынесла только одну мысль: прежде, чем осудить, сострадай. Никогда не думала, что я должна стадать за себя, ибо жизнь - боль.

nedogurok
Oct. 7th, 2018 06:19 pm (UTC)
Согласно буддизму, жизнь - боль, да. Но основной посыл в том, что человек страдать не должен. Типа боль неизбежна, а страдание опционально. Но это потом - после практики. А так страдание всегда с вами.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong