
У Шинзана Роси совсем другая история. После обретения просветления и окончания учебы у мастера Ицугая, но потом его пути с официальным дзен в Японии разошлись, в частности потому, что он был настроен решительно против учителей, которые не были просветленными. В настоящее время дзен в Японии находится в упадке и не очень популярен среди японцев. В дзенских монастырях и организациях очень много бюрократии и коррупции. Священники зарабатывают деньги на буддистских похоронах, за которые берут огромные деньги. Кроме того, часто дзенские храмы получают по наследству, и тогда будущий священник просто проводит в монастыре несколько лет, чтобы получить формальное обучение, но не стремится к просветлению. Истинные мастера дзен все еще есть, но сам официальный институт дзен во многом стал источником заработка.

Так вот, Шинзан Роси порвал с официальным дзен и лишился поддержки. Более того, он всю жизнь учил проблемных людей и маргиналов, бездомных, преступников и иностранцев. Он даже учил бывших членов Аум Сенрике, чтобы помочь им адаптироваться к жизни. Его официальные наследники дхармы, упомянутые в Википедии, все иностранцы. Одним из его печально известных учеников является Казуаки Оказаки, один из руководителей Аум Сенрике. Казуаки лично убил несколько человек, участвовал во многих преступлениях секты и был абсолютно уверен в своей правоте. Его приговорили к смертной казни. Только после разговора с Шинзаном Роси Казуаки раскаялся и обратился к дзен. Сейчас он сидит в тюрьме и ждет казни уже 23 года. Сейчас он очень духовно продвинулся, много рисует на духовные темы, и его рисунки помогают многим заключенным. Чтобы иметь возможность посещать его в тюрьме после приговора, Шинзану Роси пришлось его официально усыновить. Это стоило ему его собственного брака, потому что жена не захотела иметь такого сына и развелась с ним.
Потом сгорел храм Гокурюдзи. Обычно каждый храм включает в себя несколько построек, помещения для монахов, кухню и так далее. Кто-то из живших там маргиналов играл со спичками и случало поджег одно из зданий. Сейчас осталось только главное здание, которое находится в довольно плохом состоянии. Шинзан Роси не имеет средств на его ремонт и реконструкцию, и сам уже сильно болен. Сейчас ему 83 года, и он уже больше не встает. Когда мы приехали к нему после ритрита, он был в небольшой комнате один. За ним ухаживают, у него есть сиделка, а также ему помогает его второй сын, но в тот момент с ним никого не было. Он нам был очень рад, благословил каждого, а мы привезли ему всякие сладости, которые он очень любит.

Позади храма были могилы предыдущих мастеров дзен. Вообще, ощущения были совершенно мистические. Я находилась в присутствии просветленных мастеров - Шинзана и Дайзана, и это было как в легенде. Кругом памятники просветленным, живые просветленные находятся рядом. Я помню, как в 90-е годы все активно искали реализованных учителей, читали Филипа Капло, а тут ты сам находишься рядом с ними непосредственно.

А это я на ступеньках
