?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О практиках найкан

Интенсивная медитация, если делать ее безграмотно, может нанести большой вред здоровью. Если вы медитируете не более пары часов в день, можете расслабиться - вас это не коснется. Но для тех, кто ездит на серьезные ритриты и занимается практикой серьезно, если не принимать мер предосторожности, можно нехило подорвать здоровье. От этого страдали и христианские монахи, и последователи всяких других учений.

Чем дольше люди практикуют интенсивно, тем больше проблем со здоровьем они имеют. Из опыта Дайзана, в монастыре Сото Дзен, где он начал практику, пять из шести старших монахов и мастеров были больны и страдали от энергетического истощения.



Суть в том, чтобы практиковать так, чтобы здоровье улучшалось, а не ухудшалось. Учитывая то, что мы живем в эпоху информационной перегрузки, которая действует, главным образом на мозги, все вышеупомянутое относится и к нам. Физической работы становится все меньше, наше сознание пялится в компьютеры, при этом мы вообще забываем про свою телесность. И в недалеком будущем пока нет признаков, что это все как-то изменится в лучшую сторону.


У местера дзен Хакуина, который медитировал очень интенсивно, все это вылилось в дзенскую болезнь - очень хреновое состояние, от которого он чуть не умер. К счастью он встретил отшельника, который поделился с ним техникой, которая помогла восстановить здоровье, так что Хакуин в пожилом возрасте был горазд сильнее и здоровее, чем в юности, и спокойно прожил до 80 с лишним лет.



Суть диагноза по мнению этого духовного практика была в энергетической разбалансировке организма. Хакуин создал дисбаланс в своем теле. Вообще, всех людей можно условно разделить на три группы. Первые имеют центр в животе, а конкретно в харе. Они храбрые, энергичные, укорененные и имеют хорошую интуицию.



Вторые имеют своим центром сердце, и ими обычно управляют эмоции. Что они чувствуют в данный момент, то и является их движущей силой.

И, наконец, третьи, живущие в голове. Среди них можно выделить три подкатегории. Первая -интеллектуалы, вторая - сверхчувствительные типы (чувства обычно генерируются мозгом), и третья - те персонажи, которые что-то открыли в духовном смысле, без полного понимания, куда они влезли.

Большинство из нас сейчас относится к третьему типу.



Люди на Западе обычно не любят свои животы. Обычно внимание в этой области тела ограничивается интенсивным качанием пресса с целью убрать любые проявления животика. При этом упускается один аспект, который очень важен в культуре Восточной Азии: развитие шестого чувства. Также развитый живот увеличивает харизму и уровень энергии. Поэтому политики и актеры в Японии идут учиться в дзенские храмы, чтобы развить именно этот аспект хары.



Хотя сейчас считается, что в дзен важны оба направления - осознание реальности (рикан) и оздоровление тела (найкан), Хакуин, когда лечился, сделал перерыв в практиках рикан на три года. С другой стороны, когда он выздоровел, то потом достиг великого просветления. Так что здоровье тела в этом процессе очень важно.

Кстати, сейчас в Японии остались только те линии мастеров, которые происходят от Хакуина. Остальные прекратили существование.

Сами техники найкан очень полезны как при выживании в дзенском монастыре с ограниченным временем на сон, так и при жизни в большом городе. Одну из практик я выложила раньше, и сама делаю ее практически каждый день. Вот тут про нее можно прочитать

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
liulanna
Jan. 4th, 2018 02:34 am (UTC)
Как интересно!!! Так интересно!! Спасибо! Только сложно определить, к какому типу я отношусь... Либо сердце, либо голова, но точно не интеллектуал.
nedogurok
Jan. 4th, 2018 08:59 am (UTC)
Насколько я понимаю, если внимание человека находится большей частью в голове (например, из-за работы, где он сидит за компьютером или еще как-то восновном использует голову), то это третий тип.
liulanna
Jan. 4th, 2018 10:40 am (UTC)
Значит я - который через голову. Удивительно, что их еще подразделяют на три типа! Ведь верно, мне все слишком интеллектуальное кажется иногда занудством :) Хочется весело развлекаться! А тебе че-то серьезное говорят...
nedogurok
Jan. 4th, 2018 11:48 am (UTC)
Может, у тебя несколько центров сразу развиты?
liulanna
Jan. 4th, 2018 11:50 am (UTC)
А так можно? Может быть. Я иногда сама бываю занудой :)
nedogurok
Jan. 4th, 2018 11:52 am (UTC)
Так нужно. В смысле, у человека должны быть развиты все три центра. Дзен на это и работает. А у кого-то уже может быть не так плохо. Скажем, развиты два из трех.
liulanna
Jan. 4th, 2018 11:54 am (UTC)
Мне кажется, та, что в животе, у меня не развита. Я неуверенная.
nedogurok
Jan. 4th, 2018 01:08 pm (UTC)
Тогда, наверное, у тебя развиты первые два.
liulanna
Jan. 5th, 2018 07:54 am (UTC)
Осталось только что-то с харой сделать. Вон она где, проблема-то! А я всю жизнь размазня такая, и не знаю, почему. И что с ней делать-то?
nedogurok
Jan. 5th, 2018 09:02 am (UTC)
Как минимум можешь дышать через живот. Через диафрагму. Обычно люди дышат грудью. Потом поделать технику про масло. Она в любом случае пользу принесет. И побольше физической работы.

liulanna
Jan. 5th, 2018 11:58 am (UTC)
Про дыхание грудью/животом слышала, что якобы животом полезнее, а почему - не было сказано. Значит, надо практиковаться, раз и тут все связано!
nedogurok
Jan. 5th, 2018 01:00 pm (UTC)
Кислорода больше попадает в организм. Главное, делать все это без усилий. Постепенно.
iallit
Jan. 4th, 2018 10:42 am (UTC)
Кстати, сосредоточение на пузе мне помогало от бессонницы.
nedogurok
Jan. 4th, 2018 11:49 am (UTC)
Во, и мне тоже помогает. И вообще дышать рекомендуется через хару/дань тянь. У тебя с этим должно быть неплохо, ты же ушу занимаешься. Интересно, у вас в ушу есть какие-нибудь специальные техники на это?
iallit
Jan. 4th, 2018 02:23 pm (UTC)
Я же не традиционным ушу занимаюсь, я спортивным, там никто не заморачивается как дышать. В цигуне есть разные типы дыхания, но туда лучше не лезть начинающим, а вообще считается, что без учителя не стоит вмешиваться. Но дыхание очень важно, у меня процесс пошел только тогда, когда я стала правильно дышать.
nedogurok
Jan. 4th, 2018 08:26 pm (UTC)
Да, здесь есть много тонкостей.
nedogurok
Jan. 5th, 2018 09:02 am (UTC)
Дышишь животом теперь?
iallit
Jan. 5th, 2018 09:19 am (UTC)
Нет, я могу дышать разными способами, но именно сейчас я прочитала про дыхание по Бутейко и стараюсь дышать как он рекомендовал. У меня и так по жизни гипервентиляция легких, поэтому животом я дышу редко. Дыхание это настолько сложная тема, что я даже не знаю как объяснить как оно у меня происходит в разные периоды деятельности. Спрашивай, если интересно.
nedogurok
Jan. 5th, 2018 09:22 am (UTC)
Про Бутейко я не слышала. А про всякое йоговское дыхание знаю, что там рекомендуется дышать животом. Меня так учили еще 20 лет назад. Муж сейчас книгу читает, там тоже про пользу дыхания животом. А ты что думаешь?
iallit
Jan. 5th, 2018 09:34 am (UTC)
Я думаю, что все это не должно быть волевым насилием над дыхательным центром, типа "с понедельника ты начинаешь дышать животом, ЖИВОТОМ, я сказала!". Это должно быть настолько нежно, насколько это возможно. Работа с дыханием требует серьезного осознания процессов внутри, нужно прямо прислушиваться ко всему, а то может что-то лишнее наоборот напрячься. Если написано у того же Айенгара 10 дыханий, значит надо 10 и не больше, количество тут в качество не переходит.
Бутейко говорил, что слишком много проблем от гипервентиляции, и нужно дышать реже и менее глубоко, выдыхать на расслаблении. Я учусь делать пассивный выдох, вроде лучше стало. Он говорил, что нужно дышать верхушками легких, как ни странно.

На счет животом - там надо равномерно расширяться как цилиндр,а не выпячивать пузо, так будет правильно. То есть спина тоже будет дышать.
nedogurok
Jan. 5th, 2018 10:03 am (UTC)
Интересно. Согласна с тем, что все должно быть без напряга. То, как учили меня - все дыхание должно быть животом, чтобы диафрагма поднималась, и происходило насыщение кислородом. Безусловно, должно быть без напряжения и легко. Я уже давно так дышу. Это стало автоматическим и естественным. Насчет Бутейко не знаю.
iallit
Jan. 5th, 2018 10:16 am (UTC)
Я дышала и так, и так, но когда перестала форсировать выдох, стало лучше. Сколько лет я животом тренировалась дышать, так оно в жизнь и не вошло плотно. Еще обратное дыхание прикольное, иногда делаю.
nedogurok
Jan. 5th, 2018 01:01 pm (UTC)
Форсировать это плохо. все должно быть естественно. Кстати, есть мнение, что младенцы как раз естественно дышат животом. Это уже потом их дыхание становится поверхностным.
iallit
Jan. 5th, 2018 05:04 pm (UTC)
Короче я не знаю, я несколько лет училась дышать животом, диафрагмой, работала в этом направлении, а тут бац, и работает метода Бутейко, причем я могу ее успешно в жизнь внедрять. Не знаю как правильно, пока я в недоумении.
nedogurok
Jan. 5th, 2018 07:33 pm (UTC)
Наверное, правильно так как это работает. Догматов следует избегать, ибо все вокруг гибко и переменчиво.
iallit
Jan. 6th, 2018 06:26 pm (UTC)
Ну да, наверное. Единственное пересечение это если дышать нижней диафрагмой, как раз получается дыхание верхней частью легких. А вообще я не очень чувствительный человек, сколько пранаям ни делала, все равно ничего не почувствовала.
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong