nedogurok (nedogurok) wrote,
nedogurok
nedogurok

Category:

Новая байка про добродетель по-древнекитайски и мифических китайских императоров.

Я сегодня кратенько напишу. Читаю я сейчас любопытную книженцию "Кости дракона" про одну из древнекитайских династий Шань, про которую известно очень мало. Самые распространенные артефакты, которые эти ребята посоле себя оставили, это кости животных, на которых они гадали. Они на них писали свои вопросы, а потом кость грели на огне, пока она не трескалась, а они потом интерпретировали появившиеся трещины.

Книга начинается с краткого вступления про мифических китайских императоров. Трех суверенов и пяти мудрецов. Первые три - это по сути божественные или полубожественные существа, которые вносили иногда коррективы в существование первобытных людей, но особо не вмешивались. Потом появились мудрецы, которые были более активны, так как люди успели создать (под руководством своих же правителей) всякие нововведения типа земледелия, ирригационных систем, строительства более сложных структур и т.д. Мудрецам приходилось во все это влезать и оптимизировать. Все дальше отходили они от единения с природой, все чаще приходилось полагаться исключительно на ум.





Примерно в те времена появилась концепция добродетели - де. Даосы знакомы с ней гораздо лучше меня, я всего лишь прочитала пару страниц книженции. Суть де в том, что это вовсе не добродетель или хорошесть в западном смысле слова, а, скорее, безупречность в духе дона Хуана. Правитель не добр и не зол, он пребывает в гармонии с природой вещей, он понимает природу вещей. Иногда он вмешивается, чтобы внести коррективы в только проявившееся явление, но чаще всего просто позволяет вещам случаться. Законы и этика здесь вообще роли не причем. Просто все вещи совершались в соответствии в Путем.

Вторая особенность древнекитайских правителей это вера в высшие цели. Они ставили перед собой цели, но никогда их не достигали, ибо они были недостижимы. Яо поставил себе целью объединить все земли под солнцем, но у него это не получилось. Но он продвинулся в этой цели гораздо дальше, чем все правители до него. Шун хотел расширить свои земли и умиротворить западных варваров за пределами четырех степей. Он потерпел неудачу, но продвинулся в умиротворении варваров дальше, чем любой другой правитель перед ним. Оба императора осознавали, что их цели недостижимы, но берясь за свои задачи они достигали успеха в своих неудачах. А поскольку они имели скромность, то неудачи их не огорчали.

Третий важный аспект правления древних императоров был тот, что труд их подданных, точнее советников, был важнее, чем их собственный. Самое главное качество императора - быть "круглым", не иметь углов, за которые можно зацепиться, быть неопределенным. В то время как советники должны быть "квадратными", то есть иметь определенные качества, подходящие для выполнения определенных задач. "Круглый" путь это таинственный и не имеющий границ путь небес, "квадратный" путь это специфическая и ограниченная земная деятельность десяти тысяч вещей на Земле. Каждая вещь имеет свою форму, каждая форма имеет свои качества, границы, начало и конец. Император не может понимать и управлять ими всеми.

Поэтому хороший император должен уметь найти и привлечь способных советников. Такой правитель осознает, что он не в состоянии знать все и не пытается быть лучшим. Его задача найти наилучших исполнителей для задания и позволить им делать свою работу. Мудрецы не влезали в процесс, не пытались быть самими лучшими и не считали, что знали все. Фактически, чем меньше они вмешивались, тем лучше их администраторы и исполнители выполняли свою работу. Гораздо важнее для императора было оставаться спокойным, честным и благожелательным, чем влезать в то, в чем они все равно не разбирались.

Здесь имеется параллель с осознанным умом, который должен знать свои границы. Сердце знает как работать, легкие знают как дышать, желудочно-кишечный тракт знает как переваривать пищу, и луше всего они работают тогда, когда в их работу не вмешиваются. Императоры представляют собой сознательный ум или эго. Чем оно скромнее, проще и добродетельнее, тем лучше все работает в жизни человека. Древние императоры никогда не страдали чувством собственной важности, гордостью и выпендрежем. Они были религиозным фокусом гораздо более широкого феномена и видели свой священный долг в том, чтобы служить целому.


Tags: china, cultural, dao, history, society
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments