?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Учитель - ученик.

Здесь описывается восточная модель обучение, никакой демократии не предусматривающая. Пока я не обучилась в английском универе, аргументов у меня бы не было. Российские гуру, учителя разных школ и даже психологи ставят себя по дефолту в позицию свыше, а ученика-клиента в позицию, соответственно, снизу, как описано в изначальном посте. Сейчас меня это раздражает, потому что у меня появляются мысли, идеи или я знаю факты, которые противоречат позиции "наставника" или непонятно, как с ней согласуются. Я начинаю их высказывать, а у "наставников" возникает лютый батхерт, вместо того, чтобы объяснить или подумать вместе или признаться, что они не знают ответа.

Оригинал взят у vechniyzov в Никакой толерантности.
В обучении между Учителем и Учеником не может быть толерантности. Учитель уже был когда-то учеником, соответственно, ему известно его положение. А ученик еще не был учителем, и в голове у него опилки. Либо ученик делает то, что говорит учитель, внимает его словам и не пытается спорить с ним, либо никак. Если ученик требует от учителя полной открытости, исключительного внимания к его проблемам и при этом он пытается развить активный диспут, доказывая свою подчас нелепую точку зрения, значит от такого ученика следует избавиться. Он не готов учиться или изначально не обладает такой способностью.



Британская модель обучения не предполагает тупого следования взглядам учителя. Наоборот, идея состоит в том, что ученику предоставляют информацию о предмете, причем с разных точек зрения, и оставляют его самостоятельно сделать выводы. Написать работу и потом обсудить ее с учителем. При этом ученик вполне может придти к выводам, противоположным точке зрения учителя, но оценивать его будут по тому, насколько хорошо ученик свою точку зрения может обосновать. Это показывает, насколько хорошо он усвоил материал. Возникает диспут между учеником и учителем, и бывает так, что побеждает ученик. Учитель при этом не чувствует себя униженным, а ученик получает высокую оценку. Всякой магии это тоже касается. Ученика поощряют искать свой, индивидуальный работающий путь.

Ну и никакой полной открытости со стороны учителя не ожидается. Просто работают вместе два взрослых человека, которые уважают друг друга.

Tags:

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
sunnika
Jan. 29th, 2017 02:32 pm (UTC)
Вдруг поняла, почему меня психологи обычно раздражают как класс. Все, кого я встречала, как в жизни, так и в инете - именно что с позиции выше относятся чаще всего, ну или что-то этакое проскакивает. Меня это раздражает. Либо на равных, либо никак. Полного игнора к моему мнению я не потерплю, но и готова слышать другие мнения сама. Полное упоротое убеждение, что есть мнение только своё, а всё остальное неправильное - тоже терпеть не могу. Последнее смотрится со стороны как убежденная зашоренность. Не люблю это в окружающих и старательно избавляюсь, если вдруг встречаю что-то похожее в себе. А по поводу открытости - я готова к ней и часто открыто проявляю свои мысли и намерения (в ины случаях я могу просто промолчать и удалиться). Но, по моим наблюдениям, очень немногие так вообще делают. А ещё ведь и раздражаются моей открытости, да. Но такой же открытости от других я не требую, только радуюсь, если вдруг встречаю это в ком-то.
nedogurok
Jan. 29th, 2017 04:57 pm (UTC)
Мне кажется, это такой типовой формат общения на всем пространстве СНГ. Я еще понимаю, когда дело идет о каком-то конкретном скилле, которого меня нет, поэтому я сознательно встаю в позицию ученицы. А когда дело идет о той области, где много разных точек зрения, то здесь становиться в позу гуру вообще дурной тон. О психологах я уже и не говорю. Здесь человеку я плачу деньги, и выслушивать лекции у меня желания нет.
sunnika
Jan. 29th, 2017 05:17 pm (UTC)
А мне вот уже и при отсутствии скилла начинает надоедать в рот заглядывать. Вот в последнее время приходится с разного рода рабочими сталкиваться, которые что-то практическое выполняют за денежку, грузчики-ремонтники всякие. И вот при том, что они знаю и умеют как надо, они напрягаться не считают нужным, но при этом пользуются тем, что я типа девочка-дурочка и не разбираюсь, пытаются денег содрать. Ладно бы сделали нормально, я бы заплатила. Но нет ведь, они меня обобрать хотят и сделать абы как. И не по рабочим тоже наблюдаю, что часто как раз попытки обобрать, но при этом свою часть не внести. Что на работе, что вне её. И чет меня это всё бесит уже. Гуру тоже какие-то не гуру, не тянут, слишком подлые и мелкие, даже если знают что-то больше и лучше, но все равно стараются больше взять и при этом почти ничего не дать. Неужто пространство СНГ виновато и надо поближе к Европам перебираться?
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sunnika - Jan. 29th, 2017 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sunnika - Jan. 29th, 2017 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sunnika - Jan. 29th, 2017 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 07:33 pm (UTC) - Expand
interv
Jan. 29th, 2017 03:28 pm (UTC)
мне кажется основная разница между двумя парадигами обучения : западной и традиционной восточной заключается в принятии личного авторитета.

На западе на моральные качества учителя (правильнее преподавателя) смотрят сквозь пальцы, абы доступно информацию излагал, а на востоке - гуру, образец должного поведения, моральный эталон, авторитет. Гуру может ошибаться с информацией, но эти ошибки компенсируется личными качествами, харизмой, опытом.
nedogurok
Jan. 29th, 2017 05:03 pm (UTC)
В России и близлежащих государствах важна репутация и имидж поэтому да. Отсюда построению имиджа уделяется огромное внимание. Но часто это служит плохую службу, потому что эти самые моральные качества заменяются понтами. Понты сразу видно, а хочется чего-то аутентичного и настоящего.
interv
Jan. 29th, 2017 07:47 pm (UTC)
согласен!
iallit
Jan. 29th, 2017 06:44 pm (UTC)
На востоке не зря придумали ритуал проверки учителя. Пока этот человек тебе никто, ты можешь делать что хочешь, не слушать, садится рядом и учитель это нормально воспримет. А вот когда ты сказал что "хочу чтобы ты учил меня, тогда не обессудь".

С одной стороны мне нравится западный подход, с другой восточный. И у себя на тренировке я не потерплю споров, надо ли делать это упражнение или нет. Выгоню на хрен за такое.
nedogurok
Jan. 29th, 2017 07:17 pm (UTC)
Тут такая интересная вещь возникает. С одной стороны кажется, что при западной модели можно устраивать дебаты и споры, и можно на этом застрять. Но в реале такого не происходит. Народ очень ответственно подходит к тому, что именно они получают какой-то навык или знание, а потому всякие дискуссии возникают только по делу. И здесь болезненно реагируют именно российские учителя, которые воспринимают это как угрозу своему авторитету. Есть взаимное уважение, в том числе и уважение к учителю, который имеет право на свое мнение. Поэтому нет какой-тоинфантильной бузы, а мнение выражается корректно. Инфантильная буза возникает как раз там, где учитель становится в позу сверху.

Если говорить восточных учителях, то Ато Ринпоче, наоборот поощряет обдумывать и анализировать то, что он говорит и не соглашаться сразу. Думаю, это оптимальный вариант.

iallit
Jan. 29th, 2017 07:32 pm (UTC)
Я думаю, когда ученики взрослые и думающие, то это все хорошо получится. И что такого, если ученик после занятия задает вопросы, это же говорит, что он думает. А учителю не зазорно что-то не знать. Но у них же эго!
Наше общество насквозь инфантильно. Все пристраиваются либо сверху, либо снизу, это прямо дефект воспитания.
nedogurok
Jan. 29th, 2017 07:38 pm (UTC)
А пока на это тратится куча сил, времени, денег и энергии.
(no subject) - iallit - Jan. 29th, 2017 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iallit - Jan. 29th, 2017 08:13 pm (UTC) - Expand
nedogurok
Jan. 29th, 2017 07:21 pm (UTC)
Я помню, как я проходила курс у Сергея Змеева. Это слегка сумасшедший российский миллионер, увлекшийся личностным ростом и ззотерикой. У него были очень интересные курсы. Так вот, он рассказывает какую-то методу, я начинаю ее осваивать и изменять под себя. делюсь и сталкиваюсь с тотальным неприятием типа "да как смеешь ты, жалкий новичок, что-то там переделывать под себя". Прикол в том, что вот та переделка была мне как разе обходима и сработала хорошо. Только когда я написала длинное и пространное объяснение, почему я сделала то, что сделала, и какой результат получила, Змеев успокоился и одобрил.

Вот это отношение к ученику как к твари неразумной раздражает. На Западе такого меньше в разы.
iallit
Jan. 29th, 2017 07:29 pm (UTC)
Ты все правильно сделала, невозможно создать методу, подходящую всем, мы же разные. Я думаю надо адаптировать. Просто зачастую учитель действительно видит больше и дальше. А иногда эго чешет.
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iallit - Jan. 29th, 2017 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iallit - Jan. 29th, 2017 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iallit - Jan. 29th, 2017 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iallit - Jan. 29th, 2017 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iallit - Jan. 29th, 2017 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iallit - Jan. 29th, 2017 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Jan. 29th, 2017 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iallit - Jan. 30th, 2017 06:50 am (UTC) - Expand
kolo15
Feb. 4th, 2017 06:52 am (UTC)
Тут, как мне кажется, есть ещё один нюанс: мотивация ученика. Если она есть, то да, модель "два взрослых человека постигают мир" - идеальная, а вот если нет, то...
Я сама преподаю в вузе, поэтому часто сталкиваюсь с полным отсутствием мотивации и, к сожалению, часто процесс обучения строится на том, что всё же у препода позиция сверху и он может карать и заставлять, удовольствия от этого конечно же - ноль, но вариантов не так много: знания нужно донести и зачёты должны быть сданы. Вариант: не хочет учиться, пусть отчисляется - не прокатывает, кафедре нужны студенты, показатели и т.п. вот и приходится...
А с точки зрения психологических тренингов, тот же вариант, кто-то приходит на тренинг работать, а кто-то за другим (поглаживания там, или развлекается), поэтому я не знаю как правильно и эффективно разруливать такие ситуации, но на тренингах наблюдаю их сплошь и рядом. И воспринимаю вот эту вот позицию: учитель вещает, ученики в благоговении слушают, как некую технику безопасности для учителя, который не может (по разным причинам) заинтересовать, поставить рамки, отбирать только мотивированных учеников, которые реально пришли учиться, а не за другим чем-то.
nedogurok
Feb. 6th, 2017 01:40 pm (UTC)
Все исходит из предпосылки "знания должны быть даны, а зачеты сданы". Тогда образование становится карательным. Вот в этом проблема - "кафедре нужны студенты, показатели и т.п."

Когда этого нет, то студенту просто дается список литературы и делается очень базовая начитка лекций. А дальше - сам. Не смог? Твои проблемы.

А внимание обращается не на показатели, а на то, как студенты оценивают преподавателя. Мы часто заполняли анкеты по каждому курсу.

Насчет тренингов надо подумать. Я как-то не анализировала, почему народ на местных тренингах ведет себя прилично. То ли люди просто уважают других больше, а потом не мешают. А если кто-то работать не хочет, то опять же тот, кто тренинг проводит, ответственность не берет.
kolo15
Feb. 6th, 2017 05:29 pm (UTC)
Полностью согласна, что корень зла, в том, что оценку нужно поставить, любой ценой. А ведь раньше, при СССР, вроде, можно было написать в зачётке: "Прослушал", если совсем невозможно оценку поставить. Почему отменили - непонятно, это идеальный вариант, а дальше пусть работодатель рублём голосует, брать ему человека на работу или нет.
(no subject) - nedogurok - Feb. 6th, 2017 07:07 pm (UTC) - Expand
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong