nedogurok (nedogurok) wrote,
nedogurok
nedogurok

Categories:

Дзенская медитация в Дайтокудзи

В Киото, когда у нас был свободный день, мы пошли в Дайтокудзи. Собственно, планировали пойти и в Золотой павильон, и в Серебряный, и еще в пару мест. По маршруту первым был Дайтокудзи. Это храмовый комплекс риндзай дзен, мечта далекой юности. Собственно, фотки садов камней, которые я выкладывала в ранних постах, именно оттуда. Состоит он из двадцати двух полуавтономных храмов. В каждом свои монахи и аббат. Но все они имеют и общее руководство по типу федеративного.

Это как раз вход в один из них.

daitokudzi10

В каждом храме нужно покупать свой билет, так что посещение всех 22 обойдется в кругленькую сумму. Правда, все 22 храма сразу не работают. Обычно открыто 14-16. Ну мы честно решили облазить все, что открыто.



Это, надо сказать, типичный вход в храм. Идешь по прямой дороже, которая потом сворачивает под прямым углом. Символизирует такой путь переход от внешнего к внутреннему. Идя по дорожке, посетитель постепенно отрешается от мира и приходит к внутренней части храма, где и находятся, так сказать, духовные сокровища, уже подготовленным.

daitokudzi9

По пути встречаются всякие памятники, а также российские туристы, которые есть, кажется, везде. Вообще, Дайтокудзи не саоме популярное место. Туристы прут в Золотой павильон, а здесь все такие приглушенное, неброское, непонятное. Но оно было и к лучшему. Меньше народа, больше кислорода.

daitokudzi8

Вобщем, сначала мы ходили и все тщательно осматривали. Где было разрешено, делали фотки. В самых классных и запомнившихся местах было запрещено, к сожалению. Храмы обычно были устроены таким образом: деревянное здание окружено садом камней. Посетители идут по деревянной галерее и проникаются эффектом.

Зеленые сады, впрочем тоже встречались.

daitokudzi6

Вобщем, сначала мы шли, а потом начали останавливаться все чаще и чаще. Парниковый эффект столетий медитаций и прочих практик стал брать свое. Мы стали садиться помедитировать в конкретном дзенском садике. Сначала наши остановки были относительно короткими.

daitokudzi5

А потом они стали удлиняться и удлиняться. В некоторых храмах можно было взять подушку для медитидации. Вобщем, в одном месте мы засели на полчаса, в другом на полтора часа. Потом решили, а нафига идти еще куда-то, кроме Дайтокудзи. Фиг с ним, с Золотым павильоном.

daitokudzi4

Потом мы решили для проформы зайти в еще один храм и там увидели объявление о медитации для всех желающих под руководством дзенского монаха за 1000 йен, которая как раз должна была состояться в тот же день. "Профит", - подумали мы и тут же записались. Через пару часиков вернулись в этот храм, как раз к 17-00. Увидели всех остальных участников. Нас было восемь человек. Двое были японцами. Остальные шесть - гайдзины из разных концов земли. Конкретно, двое немцев, двое американцев и двое нас - туристов из русско-британских краев. "Мда", - подумали мы, - "Это ж надо, так не ценить родную дзенскую культуру". Немка среди нас была практически полураздета. Японцы увидели, ужаснулись и принесли ей штаны для медитации, чтобы не смущаться ее филейными частями в позе лотоса.

daitokudzi3

Фоток нашего дзадзена, к сожалению, не будет, потому что в этом конкретном храме фотографировать было запрещено. Поэтому будут фотки из других мест Дайтокудзи. Дзадзен у нашей разношерстной братии вел японский монах. Толстенький, бритоголовый, с кесакой на перевес. По-английски он говорил чуть лучше, чем я по-японски. Поэтому инструкции к медитации выглядели так: "Всем сесть. Спина прямая. Дышать. Считать дыхания. Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять. Дышать. Потом считать снова."

daitokudzi 2

Потом нам продемонстрировали кесаку. Это, если кто не знает, такая палка, которой дежурный монах херачит вас по спине для лучшей концентрации. Не то чтобы он подкрадывается и херачит. Нифига, надо лично попросить, сложив руки в намасте. После этого он к вам подходит и кланяется. А вы кланяетесь ему. После этого вы наклоняетесь, и вас два раз лупасят по спине в нужном месте, вдоль позвоночника. Очень бодрит и концентрирует. Из личного опыта. Потом монах с кесакой кланяется вам, а вы ему, и он идет дальше.

zen garden 8

Я-то к кесаке привычная с юности. Наш великий гуру кесакой пользовался досаточно грамотно, но у него удары были скорее как массаж. А тут хорошенько так лупасили. Аж звенело. Сначала нам показали удар кесакой на одном из японцев. А потом каждый из нас получил пробный удар. А дальше нам было сказано, что если надо, то позовите. Вобщем, кесакой пользовались только мы с Т. в итоге. Грамотные удары действительно встряхивают и помогают концентрироваться. Прочие европейцы и даже японцы к такому обращению не привыкли и к радикальным средствам просветления не прибегали.

На фотке, кстати, офигенски знаменитый минисадик камней. Из другого хвама, правда.
little zen garden2

Вобщем, это было офигенски круто: медитировать на дзенский сад камней, сидя в самом настоящем храме риндзай дзен под руководством самого настоящего дзенского монаха, который во время медитации курсировал туда-сюда с кесакой на плече.
А после медитации мы пошли пить чай. Чай был зеленый - мача, к нему выдали японскую сладость из бобовой пасты. А во время чаепития мы разговаривали на смеси японского и английского. У монаха была переводчица, которая хорошо говорила на английском. Мы могли чего-то сказать на японском. Вобщем, было очень душевно.

Это вам Бодхидхарма, сфотографированный в одном из храмов. Наверное, очень древний рисунок:)

bodhidharma

Больше в тот день мы никуда не попали. Золотой павильон остался не осмотренным, как и другие 15 из 17 достопримечательностей Юнеско в Киото. Но мы не жалели. Дайтокудзи это настолько круто, что просто Му, для тех, кто в теме.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments