?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Регулярно листая сообщества ru_psychology, ru_psycholog и тому подобные, получаешь представление о типичных проблемах, которыми делятся. Сами, естествено, тоже периодически страдаем чем-то подобным. И вот читая Gems of Buddhism, книжку, которую всучили нам индийские буддисты в Индии, набрели мы на мысль, что, собственно, за 2500 тысячи лет все эти проблемы уже классфицировали, упростили и создали нужную терапию.
Первая пара из четырех желаемых и четырех нежелаемых условий есть приобретение и потеря.

Приобретение легко перенести:). "Это тебе, это мне, это тебе, это мне. это тоже мне". От приобретения человек получает удовольствие и ничего в этом неправильного нет. Без этих моментов жизнь человеческая становится совершенно тусклой и скучной. Учитывая турбулентность мира, подобное удовольствие вполне легитимно и полезно для здоровья, несмотря на свою преходящесть. Аскетизм - крайность.

Потерю перенести гораздо сложнее. Будь-то потеря имущества, здоровья или близкого человека. Как нам сейчас кажется, чтобы было легче это сделать, нужно изначально помнить, что все вещи преходящи. И уход или исчезновение чего-то или кого-то - явление совершенно обыденное и распространенное. Даже очень ценные вещи или люди для нас могут уйти. То есть в сознании должно быть выгравировано: этот человек с нами может быть не навсегда, и это нормально. Потери приходят неожиданно, и к ним надо быть готовым. Здесь есть искушение удариться в аскетизм, запретить себе чувствовать, но тогда жизнь станет совершенно растительной. Вобщем, хладнокровие и стойкость - лучшие друзья буддиста:) Ну и понимание того, что смысл жизни нужно искать не в преходящем. Но это уже другая песня.

Все эти идеи можно было бы изложить гораздо витиеватее, но влом. Мы пытаемся в силу своих недогурячьих способностей передать основную мысль.

Tags:

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
roze_masha
Aug. 21st, 2008 09:08 am (UTC)
Вот этот алгоритм существования "потеря-приобретение", который Вы столь просто и доходчиво описали, на мой взгляд и есть та материя, что так упорно изучает, в конечном итоге, вся современная психология. Вернее - ищет, формирует способы "научения" человека так относиться к жизни, достичь понимания такой нехитрой истины, "смириться" с ней. Огромные терапевтические усилия направлены на достижение каждым отдельным индивидуумом с одной стороны - этого смирения (принимать жизнь и себя такими, как есть), с другой - осознанного отношения ко всему происходящему. И, как Вы, подчёркиваете, всё уже было известно много тысяч лет назад - как этого достичь, как жить спокойно, полноценно и "правильно". Даже в поговорках, народных мудростях, вообще многих крылатых выражениях заложен этот верный взгляд на мир. И , в связи с этим, мой основной научный интерес на данный момент состоит в вопросе - почему же большинство людей не хотят внять?!)))) Тем более, что современная экзистенциальная психология (к адептам которой и себя отношу)и не скрывает, что огромную долю "идеологии" почерпнула в давным давно известных человечеству учениях, практиках, и т.д. Вобщем, человечество топчется вокруг да около собственного счастья, и лишь отдельные представители тратят жизнь, что бы снять повязку сначала со своих глаз, потом попытаться помочь сделать это другим. Однако, усилия их тщетны, исходя из постулата той же экз. п-ии - ничему нельзя научить человека "из вне", только само должно "прорасти", "дойти", только тогда открытие будет ценным, полезным, когда совершил его сам.
nedogurok
Aug. 21st, 2008 02:20 pm (UTC)
В буддизме есть еще три пары: честь и бесчестье, хвала и порицание, счастье и несчастье. Когда я читала про них, меня еще сильнее пробрало, просто решила написать попозже. Да, удивительно, но универсальная терапия существует: это восьмеричный путь, который удивительно практичен. Мне самой удивительно, почему люди не замечают, что выход - рядом. да что там люди: до меня вот только недавно начала доходить универсальная простота такого взгляда на мир. То ли сильно должно по башке бабахнуть, то ли что... Или взять к примеру натуропатию и здоровое питание. Вот читаем про Пола Брэгга, который умер в возрасте 95 лет на серфинговой доске. И ничего ведь не останавливает пойти по его пути, по крайней мере, начать пробовать разные способы питания, голодание и т.п. И что я этим занимаюсь? Охрененно медленно. 36 часов поголодать и то надо месяц настраиваться, про недельное голодание я уже молчу. Что, интересно, экзистенциальная психология говорит на тему того, что нужно, чтобы тебя хорошенько приперло к стенке, чтоб ты начал двигаться в нужном направлении?
roze_masha
Aug. 21st, 2008 04:41 pm (UTC)
А я легко и с удовольствием голодаю)))
А книги экз. психологов действительно изобилуют примерами людей, которых именно "припёрло к стенке" и "бабахнуло по башке". Только после какого-то значимого негативного события, они доходят до психолога, и тут постепенно выясняется, что "лечить" надо вовсе не то, с чем они пришли, а глубинно переосмысливать отношение к жизни, себе, миру и т.д. Поэтому у этого направления так много синонимов-названий - глубинная психотерапия, клиент-центрированная терапия, гуманистическая п-я, экз. п-я и т.д. Очень захватывают книги Ялома и Бьюдженталя. Читаются просто как художественная литература, неся при этом очень значительный профессиональный багаж. Они оба посещали наш универ, читали лекции, но я, к сожелению, видела только записи. Натуральные гуру, в лучшем смысле слова)).

Когда я начала изучать буддизм, поразилась, насколько общими категориями оперируют эти области знания. Грубо говоря, если действительно проникся ценностями, декларируемыми буддизмом, то психотерапия никогда не понадобится. И наоборот - если действительно разделяешь подход экз. п-ии, то можешь смело называться буддистом)). (Сами апологеты экз. п-ии постоянно ссылаются на различные источники своих знаний- традициоонные для востока в очень большой мере, в том числе) Впрочем, так и с другими религиями. Да, там совсем на другом акценты, но если примыкать к какой-то конфессии не из страха смерти, по национальной принадлежности, в силу традиции и другим внешним причинам, то обнаружится общее ядро - любовь, спокойствие, ойкуменические ценности, непротивление злу, и т.д.

Мы вот с Вами удивляемся, как мало людей стремится к осознанности, и как трудно она даётся. А представляете, как удивительно видеть на передовой, так сказать, науки, в университете, потрясающих, осознанных, мудрых, чуть ли не просветлённых преподавателей, стремящихся внушить аудитории широкий взгляд на вещи, ссылающихся на "эзотерические" знания в том числе, внушающих, что в науке о человеке всё очень не однозначно и "материально", и косных, зашоренных, нежелающих слушать и понимать, погрязших в своих стереотипах и оголтело их защищающих студентов? Это я говорю о нашем 2-м во. То есть, все взрослые, с большим жизненным опытом, не желающие учиться думать по-другому. И кого, спрашивается, и как они "вылечат"?)))
nedogurok
Aug. 22nd, 2008 09:20 pm (UTC)
А я вот с трудом голодаю, особенно поначалу... Потом втягиваюсь и ничего так :))

Буддизм еще часто сравнивают с наукой. Такая наука духовного поиска . В книге Сангьяла Ринпоче "Исскуство жизни и умирания" он, когда пишет об этом, говорит, что действительно есть много общего и что было бы интересно посмотреть на великого ученого и великого просветленного в одном лице. :))

Я думаю, что пребывать в позитивном состоянии сознания - это уже очень много. Иногда ясно представляется, насколько более спокойной, живой была бы атмосфера вокруг меня, если бы удавалось сохранять это спокойное, доброжелательное состояние при общении с другими людьми и углублять и расширять его по возможности. Тогда, возможно, это состояние будет по-немногу изменять то, что происходит вокруг и люди будут более внимательны не к тому, что им говорят, но к себе самим, т.к. это состояние спокойствия - что-то что всегда было с ними, но было позабыто, но желание вернуться к нему осталось и может пробудиться, особенно если встретить его в жизни, как например Ато Ринпоче, к которому мы ходим или настоятель буддистского монастыря в Хайдерабаде...
У Согьяла Ринпоче написано практически как у Кастанеды, что в случае, если сознание большинства людей изменится, то изменится и окружающий нас мир... И хотя дается эта наука непросто, но все-таки будем верить, что не зря Тибет был завоеван Китаем и учения распостранились с Тибета на Запад с монахами и учителями. Т.
roze_masha
Aug. 22nd, 2008 09:27 pm (UTC)
"пребывать в позитивном состоянии сознания - это уже очень много". - конечно! Этого уже достаточно для многого, жаль, что для многих - трудно и неприятно, что парадоксально, на первый взгляд, но объяснимо.
nedogurok
Aug. 23rd, 2008 03:27 pm (UTC)
Знаете, я вам завидую по поводу второго высшего. Думаю, что когда-нибудь и я получу психологическое образование...
roze_masha
Aug. 23rd, 2008 05:18 pm (UTC)
Кстати, в связи вот с этим - http://roze-masha.livejournal.com/12828.html, видимо, возьму академку, вот и пара приобретение-потеря. Несмотря, на лёгкий грабёж и большие финансовые вливания, которые он повлечёт, расцениваю факт академки как приобретение - отдохну, соберусь с силами и финансами)).
nedogurok
Aug. 23rd, 2008 05:55 pm (UTC)
Вероятно, что все, что ни делается, все - к лучшему. Хоть это и банально. Возможно, отдых для вас сейчас самое главное, вот Вселенная и вмешалась.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong