?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очен интересный пост о ведении хозяйства в СССР. Как нужно было правильно мыть полы и окна, и делать прочие хозяйственные дела. Комменты очень интересные. Выделяются две основные линии. Первая: крестьянское происхождение заставляло многих женщин корячиться и выполнять много ненужной и тяжелой работы, как, например, мыть пол непременно на карачках, вместо использования швабры. Хотя не особо внимательные и вдумчивые читательницы могут сделать вывод, что так поступать их заставлял исключительно проклятый совок. Хотя некоторые комменты были как раз о том, что некоторые семьи не заморачивались и могли вполне нехило облегчить себе быт. Вторая: в проклятом совке не выпускали достаточно средств для уборки и ведения хозяйства, что отчасти было правдой, потому что в комментах некоторые упоминают какие-то хорошие и эффективные средства.

Вобщем, мне стало интересно, а как оно было за бугром.

Оригинал взят у maiorova в О бытовом минимализме
В давнишнем посте о пряностях я написала о кухне своей родительской семьи: Итак, соль, перец, лавровый лист. Всё остальное считалось кулинарным читерством. И подумала: а ведь так было во всех сферах быта.

Стирать: только водой и хозяйственным мылом. Порошок уже воспринимали как буржуйство. Конечно, стирка только на руках. Стиральные машины были у единиц. Кипячение допускалось, но более желательным считали отстирать с первого - ну, со второго раза начисто. Учитывая, что цветного белья у нас не водилось, только белое, стирка занимала много времени.

Мыть посуду: только водой и хозяйственным мылом, никаких спецсредств, хотя в восьмидесятые в Ленинграде их можно было приобрести. Некоторые мыли горчицей. У нас это считалось излишним. Судомойных губок попросту не существовало в природе, пользовались тряпками. Их специфический запашок до сих пор вспоминается.

Мыть окна: вода-водица и старые газеты. Причём если в восьмидесятые это худо-бедно выходило, то в девяностые газетная бумага стала хуже. Ворсистая, она оставляла после себя белые волосинки, и стекла выглядели не просто плохо - катастрофически. Бабушка, которой дед не случайно дал прозвище "миллиметровщица", изнывала от несовершенства окон:
- Они не сверкают! Не сверкают! Должны сверкать!
За дело брался дед. Он себя не стеснял, активно пользуясь коллекцией ядохимикатов: разбалтывал в ведре нашатырный спирт, щедрой рукой вливал уксус. Бабушка, болезненно чувствительная к резким химическим запахам, уходила из дома, чтобы не видеть и не обонять дедовы эксперименты. Однажды, впрочем, она крепко с ним поругалась. Дед приобрёл на рынке стекломой. Намыл. Стёкла были кристально прозрачные, но вонь несусветная, аж глаза жгло.
Бабушка рыдала.
- Дура, это же "Новинка"! "Новинка"! Ты ничего не понимаешь, это "Новинка"! - громыхал дед.

Для приведения в порядок сантехники и плиты существовал пемолюкс. Полы, как линолеум в коридоре, так и паркет в жилых комнатах мыли только водой. Хозяйственное мыло не особенно приветствовалось. Что говорить о всяких "мистерах проперах"! Мыть следовало только руками, только из положения стоя. Ну, на худой конец сидя на корточках, только ни в коем случае не опираясь на колени. Швабра - жульничество. Шваброй разрешалось мыть только деду. Он и тут умудрился: был застигнут за полосканием тряпки в унитазе. На возмущённое "ну ты даёшь" оправдывался, что водичка течёт же чистая. Опять шумели.

Даже травяным сборам доверяли меньше, чем отвару какого-то одного растения. Не заварить от кашля одновременно душицу, алтей, мать-и-мачеху, а отдельно, по очереди, пить то, другое, третье, пока не выздоровеешь или не надоест.



Короче, спросила я свою приходящую домработницу Наташу, которая из семьи потомственных уборщиц, как оно было в Англии. Рассказала ей про мытье окон газетами, что для многих россиянок сейчас это ужас-ужас. А Наташа мне так спокойно и говорит: "А в чем проблема? У нас и сейчас многие газетами моют. Уксусом и газетами или кока-колой и газетами. Они экологией озабочены."

Рассказала мне про покойную бабушку, которая недавно умерла в 73 года, о том, что она стирала руками. 73 года, то есть она родилась где-то в начале 40-х. Стирать начала, допустим, в 20. То есть в 60-е стиральных машин у населения не было.

А потом мне стало совсем интересно, и я пошла рыть информацию. Кое-что нарыла. http://news.bbc.co.uk/1/hi/magazine/6707451.stm
Короче, выжимки: у многих англичан в 60-е не было не то что стиральной машины, у них вообще горячей воды дома не было. И центрального отопления. Дома отапливались каминами. А что там было при совке с центральным отоплением? Кто в курсе?

We had no central heating at home, just one coal fire in the lounge. The bedrooms were freezing and I remember being pulled out of my warm bed to go to school.

Или вот: I was born in February 1960. As a child I was brought up with very little by way of luxuries, no washing machine (mum did it by hand) no hoover just a carpet sweeper! No fridge/freezer just a pantry to keep things cool even the milkman left the milk down the side of the house to keep it cool for us! At a young age we were taught how to "set" the coal fire on our return from school... if we needed hot water before this was done then the kettle was used!

Я родилась в 1960 г. Выросла без всякой роскоши, стиральной машины не было, мама стирала руками, пылесоса не было, просто веник для ковра. Холодильника не было, была кладовка, чтобы хранить продукты в холоде. Даже молочник оставлял молоко внизу у стены дома, чтобы оно оставалось холодным! В детстве нас учили как разжигать уголь, когда мы возвращались из школы ... если нам была нужна горячая вода перед тем, как это было сделано, надо было использовать чайник.

Также туалеты были обычно не в самом доме, а рядом. Ванных комнат часто не было вообще. И да, жопы, жопы-то тоже вытирали газетками. В данном случае в 50-х.

In the 50s, as a child, I can distinctly remember having an outside toilet with sheets of newspaper that were used for wiping ones bottom.

В 50-х, когда я был ребенком, я отчетливо помню, что туалет у нас был снаружи, где использовались нарезанные газеты, чтобы вытирать задницу.

When my parents were, eventually, more financially stable they started buying proper toilet paper but my dad was so mean that he said toilet paper was really expensive and we had to use both sides of the toilet paper or it's back to the newspapers.

Когда мои родители стали, в конце концов, богаче, они стали покупать нормальную туалетную бумагу, но мой отец был таким скупым, что он сказал, что туалетная бумага была очень дорогой и мы должны были использовать обе ее стороны или снова вернуться к газетам. https://community.serif.com/discussion/88192/laundry-washing-up-and-so-on-in-the-1950s-and-1960s

Вобщем, капитализм в те годы кажется не таким уж завлекательным. У меня вообще такое ощущение, что в СССР были свои преимущества. У многих британцев часто не было ванных, горячей воды, туалетов в доме, нормального отопления (и сейчас нет, а то, что есть - локальное и очень дорогое. Та что в этом плане СССР имел огромное преимущество, если подходить объективно). На стиральную машину в конце 60-х нужно было копить год.

А вы что думаете?

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
sonilda_polch
Jul. 1st, 2017 06:39 pm (UTC)
Мне кажется надо сравнивать еще и требования к результату. Вот стекла должны блестеть, полы, например, нельзя мыть шваброй, потому что углы не промытыми остаются. А шваброй в середине, тряпкой по углам - это неразумно, проще сразу тряпкой.Моя бабушка мыла пол с мылом всегда, а тряпки после уборки кипятила. И для посуды тряпки кипятила тоже - не знаю, как часто.

А вообще с горячей водой мало что может сравниться, ее наличие перевешивает все))))

nedogurok
Jul. 1st, 2017 06:46 pm (UTC)
Это правда. Требования к результату и наличие средств, позволяющих этот результат достичь быстро. Если горячей воды нет, то результат по-любому будет хреновый, либо вообще убиться надо.
liulanna
Jul. 2nd, 2017 06:36 am (UTC)
Я думаю, что мыть пол руками легче. Не шваброй, в смысле. Я не умею шваброй, мне тяжко. А вот "на корточках" (хотя я обычно делаю такие гимнастические кульбиты, что "корточками" это назвать сложно) - легко и быстро! Швабры меня раздражают и еще и место в доме занимают. Но это, вероятно, конечно же, до того, пока не состаришься. Старичкам-то не согнуться бывает. Швабры - для старичков.
nedogurok
Jul. 2nd, 2017 09:00 am (UTC)
А я мою специальной шваброй, то есть мопом. Очень удобно. Полезный коммент - не все страдали и страдают от отсутствия швабр.
iallit
Jul. 2nd, 2017 07:32 am (UTC)
Невроз, помешательство и сломанные социальные устои, вот что приводило к перекосам в сознании советской женщины. И это я еще статью не читала.
nedogurok
Jul. 2nd, 2017 09:03 am (UTC)
Какие перекосы ты здесь имеешь в виду? Если мыть всякими неудобными способами, то это еще из крестьянского быта пошло. Остатки прошлого.
iallit
Jul. 2nd, 2017 09:14 am (UTC)
Да, когда главное не результат, а чтобы ты задолбался максимально экзотичным способом. Или просто маразм, типа нельзя упирать руки в боки, когда другой человек что-то делает, типа этим ты что-то там ему показываешь, что ему не приятно.
nedogurok
Jul. 2nd, 2017 10:31 am (UTC)
Так это как раз самое что ни на есть крестьянское, когда большуха, то бишь свекровь, занималась дедовщинкой невесток, чтобы именно, что задолбались. Оно и осталось.

Старшие женщины передавали науку домоводства. Влияние патриархата: быть хорошей хозяйкой архиважно, иначе замуж не возьмут. Значит, надо уметь вылизать дом начисто подручными средствами, и плевать, что задолбаешься. У женщины все равно более важной деятельности быть не может.

Некоторые приемы, как остальные товарищи в комментах пишут, полезны, как-то мытье пола на карачках. Позволяет вымыть углы и не напрягает, как оказалось. Я вообще домашним хозяйством заниматься не люблю. Пока могу - аутсорсю.
liulanna
Jul. 2nd, 2017 12:41 pm (UTC)
А я не то, чтобы не люблю заниматься хозяйством, а просто очень по этому поводу беспечна и безалаберна. Пол раз в неделю помыть - это у меня типа норма (а при некоторых обстоятельствах даже часто). Предыдущий муж сам мыл. Кому грязно - то моет, все по-честному :)) Лисичка, к счастью, такой же как я, и вообще не вмешивается. А я люблю мыть только когда следы моих трудов заметны. Например, если мыть через день, то практически незаметно результата, обидно. Надо подождать! А потом такой мощный результат!
nedogurok
Jul. 2nd, 2017 08:57 pm (UTC)
Это хорошо и правильно). А некоторые маньяки моют каждый день. Это перебор.


Я же к этому совершенно не способна. Когда я только приехала в Англию, то первые три месяца работала клинером. Получалось кое-как, хотя старалась. После этого поняла, что это совсем не мое.
liulanna
Jul. 5th, 2017 01:54 am (UTC)
Вот же, вот! Не все могут клинерами работать! Подруга тоже за границей, работы не найти, все удивляются, - ну а че ты клинером не пойдешь? Не может всем доказать, что и для этого надо иметь склонности, а она вот вообще никак... Но народ упорно не понимает.
nedogurok
Jul. 5th, 2017 08:37 am (UTC)
Ну да. Я действительно старалась, но получалось все или медленно, или как-то тупо-криво. Меня даже уволить хотели). Но так как зарплата была маленькая и нелегальная, то замены не находилось. Но я оттуда сама быстро свалила.
iallit
Jul. 3rd, 2017 06:31 am (UTC)
Да, все так. Только народ забыл зачем он все это делал и уже бабушки гнобили внуков, мамы дочек. Ещё и явление приняло форму коллективного мазохизма.
nedogurok
Jul. 3rd, 2017 06:39 am (UTC)
Опять же патриархат в СССР никуда не делся. Это был еще и хороший инструмент для мудаков мужского пола - держать под контролем жену, заставляя ее тратить время и силы на тупую работу. Вот как в комменте про деда, который не покупал стиральную машину, бо бесплатная рабочая сила и так справится. Да и свекрови никуда не делись. Моя в 90-х мне устраивала испытания, типа сварить суп для нее и ее подружек. Я тогда наивная была и варила. Потом ее послала к чертям, когда разобралась. Сейчас я - злейший враг.
iallit
Jul. 3rd, 2017 11:03 am (UTC)
Я и говорю о неврозе. Нормальный мужчина разве захочет, чтобы женщина задолбалась? Этого хочет мудак с покалеченной психикой. И женщина , с покалеченной психикой будет держаться за такого мудака. Есть у нас родственник, специально поломал жене посудомоечную машину, типа она не устает. Общество было сломлено, именно социальная структура. Люди ненавидели семью, детей, супругов, но жили вместе.
nedogurok
Jul. 3rd, 2017 12:04 pm (UTC)
Нормальный мужчина как раз и хотел. Собственно, до революции в крестьянских семействах так и было: "бей бабу молотом, будет баба золотом". Уровень домашнего насилия был беспрецедентный. Все оттуда идет. Битье было нормой. Как и подобные издевательства. Забить жену до смерти - как не фиг делать. Такая была норма. Так что не в какой-то ломке общества дело было. Наоборот, при большевиках мудакам совсем уж распускаться не позволяли. Это все он, старый добрый патриархат, где женщину гнобили и муж, и свекры, и все, кому не лень. Если она доживала до старости и сама становилась большухой, то цикл насилия продолжался. Сама начинала невесток гнобить.

iallit
Jul. 3rd, 2017 12:41 pm (UTC)
Это же не во всех сословиях было, я надеюсь. И у казаков было получше, кмк. Патриархат был во многих странах, только у нас он принял уродливую форму. Почему в Европе так не заморачивались на чистоте? Тоже люди жили бедно, но сознание было другое. Я читала про женщин в предреволюционный период, это же ужас что такое. К слову о России "которую мы потеряли".
nedogurok
Jul. 4th, 2017 10:57 am (UTC)
Если ты читала воспоминания Софьи Андреевны Толстой, жены нашего зеркала русской революции, то там ахтунг, ка кон с ней обращался. А ведь был одним из передовых людей своего времени, вдобавок граф. Так что вожжами дворянок не били, конечно, но особо сладко им тоже не жилось.

В остальных странах было ненамного лучше. Ты фильм "Суфражистка" смотрела? О том, как обычная работница прачечной становится феминисткой, и почему это происходит. Тоже звездец еще тот был. Или прачечные Магдалины взять, где "плохих" женщин заставляли работать в монастырских прачечных всю жизнь и гнобили их по полной. Это в Ирландии. Вобщем, в каждой избушке свои погремушки.
iallit
Jul. 4th, 2017 11:46 am (UTC)
Не читала, Толстого не люблю. У Пушкина жена не жаловалась, и ещё у многих. Я думаю, не все были такими уродами, как Толстой. Понятно, что все было не так как сейчас, но не везде был ахтунг, иначе бы и женщин не осталось.
Про Англию я читала, как я поняла сильно плохо было незамужним и бедным, то детей внебрачных отбирали, то ещё что. Сериалы английские это показывают часто. Но также показывают и нормальных людей.
nedogurok
Jul. 4th, 2017 11:56 am (UTC)
Не все. Кто-то серьезно воспринимал рыцарские идеалы и ограничивался благожелательным сексизмом. Зато Достоевский, Блок, Есенин, Бальмонт были редчайшими мудаками.

Замужним в Англии тоже доставалось. У них же прав никаких не было. Все имущество принадлежало мужу, заработок жены - мужу. Дети тоже мужу. Если что-то шло не так, у жены отбирали все, и это было по закону. Собственно, отсюда суфражистке движение и пошло - иметь право голосовать, быть субъектами права, быть способными менять законы.

Edited at 2017-07-04 11:56 am (UTC)
iallit
Jul. 4th, 2017 12:14 pm (UTC)
Писатели потому и писатели, что внутри их комплексы, неврозы и неудоылетворенность. Человек, которому хорошо в жизни не пишет грузовые книги и стихи. Но я не думаю, что их надо как норму воспринимать. Я вообще бы их исключила как обаятельные для чтения.

Да, я в курсе про английские законы. Причем они очень дорого действовали. Как и в других странах Европы. Во Франции ещё после войны жена должна была от мужа справку приносить, что он согласен с тем, что она работает.
nedogurok
Jul. 5th, 2017 08:44 am (UTC)
Писатели в своем отношении к женщинам в данной ситуации отражали отношение общества в целом. Какой-нибудь Акакий Акакиевич стихов, может, и не писал, но жену чмырил. Кто-то относился, наверное, гуманно, но в целом даже женщины высших сословий жили примерно так же, как Софья Андреевна: рожали каждый год, страдали от болезней, которые легко можно было предотвратить. Но не предотвращали и не предохранялись, потому что она же женщина, значит, потерпит, и вообще, так богом устроено.

Да, Европка наша показывала чудесные примеры гуманизма и толерантности.
chermoneyoligh
Jul. 3rd, 2017 06:17 am (UTC)
забавно, все говорят "не было- не было", а мои мать с отцом, когда работали на севере (начало семидесятых) сразу купили холодильник, стиралку, телевизор и пылесос. в кредит.
а вот бабушка... пылесос у них был. а стиралку дед отказывался покупать до тех пор, пока бабушку не накрыл инфаркт. Причина? "а зачем? она и руками хорошо стирает". да и потом купил тазик с моторчиком без центрифуги. вроде и стиралка, но белье нужно ручками отжимать...
nedogurok
Jul. 3rd, 2017 06:40 am (UTC)
Мне вообще закрадывается в голову крамольная мысль, что в СССР было не так уж плохо, по сравнению с тем же западом. По крайне мере в 60-х и 70-х. Потом пошло отставание.
И комфортный быт вполне себе можно было обустроить.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong