?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чувство долга

Я, собственно, пару строк сегодня хочу накатать на предмет чувства долга. В последнее время часто встречаю у френдов дискуссии на эту тему. Некоторые считают, что сие отличает человека нравственного. Преследование удовольствий они определяют как инфантилизм. Человек не должен стремиться к приключениям. Это не настоящее. А настоящее это дела, за которые благодарные потомки скажут нам большое спасибо. Как-то так.

Нужно ли чувство долга или нет? К счастью эту тему Лао Цзы давно уже разъяснил, причем так, что не добавить, не прибавить. Жаль, что немногие понимают.

"Когда забывают о великом Дао,
Появляются добродетель и мораль.

Когда рождаются знания и ум,
Появляются притворство и условности.

Когда в семье нет гармонии,
Появляются почитание родителей и преданность им.

Когда страна объята хаосом,
Появляются верные и преданные государственные служащие."



Это значит, что излюбленное некоторыми чувство долга появляется только тогда, когда люди махнули рукой на свою истинную природу и создали себе искусственное представление о своем предназначении. Или им помогли его создать, не суть важно. Важно то, что эти люди это самое чувство долга защищают и очень не любят тех, кто считает, что долг это выдуманные вериги. Если начинается бурный срач на тему того, как правильно, приводятся всякие аргументы, давящие на "кто же, если не ты", "нельзя думать только о себе". Помню совершенно кошмарную дискуссию в одном из сообществ о том, допустимо ли родителям ребенка-инвалида родить еще одного малыша с единственной незамысловатой целью - чтобы он, когда подрос ухаживал за сиблингом-овощем. Всю оставшуюся жизнь. Для многих это было нормально и в порядке вещей.

Короче, правильный ответ: когда человек ощущает "великое Дао", то есть очень упрощенно говоря, живет в удовольствие, слышит себя, слышит свои желания, знает свой путь, то он может выбрать оба варианта. Может всю жизнь ухаживать за родственником, и ему будет это в кайф. А может уйти, и это тоже будет правильно. Дао, оно такое Дао, его нельзя определить, задокументировать, выявить закономерности. Поэтому может быть и так, и так.

Чтобы начать чуять это самое Дао, надо таки разрешить себе стремиться к удовольствиям. Под удовольствиями я понимаю те занятия и вещи, от которых вы сами получаете кайф, а не общепринятые. Вообще, ахрененно уметь слышать свои истинные желания. А потом их удовлетворять. Раздолбаем вас это не сделает, потому что истинные желания имеют такую конструктивную особенность, что не позволит вам создать ненужную привязанность, а, значит, и страдания. вы просто будете идти по вашему индивидуально под вас заточенному пути с большой буквы Пы. И будет вам хорошо. Сможете ли вы при этом оставить после себя памятник рукотворный или нерукотворный не суть важно.

Вобщем, выпьем за то, чтобы было побольше великого Дао и поменьше верных государственных служащих, послушных и почтительных детей, добродетельных и моральных граждан. На сей светлой ноте я желаю вам приятных снов или пробуждения (кого ка кзастану) и отправляюсь отдаться глубокому сну. Могете оставлять ваши мысли на сей счет. Проснусь, с удовольствием откомментирую.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
yoginka
Dec. 11th, 2010 12:34 am (UTC)
Что тут комментировать, сами же заметили, что "не добавить, не прибавить". Возможно, и "не убавить" тоже :))
nedogurok
Dec. 11th, 2010 09:01 pm (UTC)
Вобщем, да. "Дао Де Дзин" - вещь законченная во всех смыслах:)
andyporf
Dec. 11th, 2010 05:24 am (UTC)
и ведь стать на этот Путь очень просто.
надо только сменить критерий выбора на "по душе или нет".
nedogurok
Dec. 11th, 2010 09:02 pm (UTC)
Вооот. А как медленно это доходит, и какое внутреннее сопротивление поднимается при этом. Ибо научили-то по-другому.
bes_ucher
Dec. 11th, 2010 09:45 am (UTC)
ППКС.
nedogurok
Dec. 11th, 2010 09:02 pm (UTC)
Ну дык:)
ecilop1
Dec. 11th, 2010 10:11 am (UTC)
Carpe diem! призывал один умный человек.
nedogurok
Dec. 11th, 2010 09:05 pm (UTC)
А это необязательно. Разные бывают варианты. Дао нельзя определить. Можно всю жизнь прожить умеренно и планируя будущее, и при этом жить в кайф.
(no subject) - ecilop1 - Dec. 11th, 2010 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Dec. 11th, 2010 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ecilop1 - Dec. 11th, 2010 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Dec. 12th, 2010 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - ecilop1 - Dec. 12th, 2010 10:51 am (UTC) - Expand
a_bystander
Dec. 11th, 2010 10:27 am (UTC)
...слышать свои истинные желания. А потом их удовлетворять... истинные желания имеют такую конструктивную особенность, что не позволит вам создать ненужную привязанность, а, значит, и страдания. Вы просто будете идти по вашему индивидуально под вас заточенному пути... Сможете ли вы при этом оставить после себя памятник рукотворный или нерукотворный не суть важно.

Yessss!
nedogurok
Dec. 11th, 2010 09:03 pm (UTC)
Ага:)
nadine_sh
Dec. 11th, 2010 11:22 am (UTC)
Да, все правильно...И слишком частые разговоры о долге, причем во всех областях, действительно говорят о том, что у нас все не искреннее... во всех областях...
nedogurok
Dec. 11th, 2010 09:04 pm (UTC)
Оу, людей , говорящих о долге и живущих долгом все-таки лучше избегать, так как они умудряются из ничего создавать замечательные концлагеря для себя и для других.
proshe_prostogo
Dec. 11th, 2010 10:31 pm (UTC)
дао - звучит гордо
а что насчёт обязательств?
допустим, я начинаю ухаживать за больным родственником. добровольно. а потом мне становится скучно или лень. или соблазны какие-то появились. и я повинуясь дао, отворачивась и ухожу. помните как один великий поэт бросил умирать свого спутника в степи? - а как же я? - степь отпоёт!
nedogurok
Dec. 11th, 2010 10:38 pm (UTC)
Re: дао - звучит гордо
Дао - вещь действительно великая, поэтому если начинаешь его таки чувствовать, подобные вопросы уже не возникают. К счастью всех живых существ.

Подобные дискуссии характерны для этапа, когда люди в предмет не пока врубаются. Я в них уже не участвую.
Re: дао - звучит гордо - nedogurok - Dec. 12th, 2010 08:45 am (UTC) - Expand
Re: дао - звучит гордо - proshe_prostogo - Dec. 12th, 2010 07:44 pm (UTC) - Expand
Re: дао - звучит гордо - nedogurok - Dec. 13th, 2010 09:57 pm (UTC) - Expand
Re: дао - звучит гордо - proshe_prostogo - Dec. 14th, 2010 07:39 am (UTC) - Expand
Re: дао - звучит гордо - nedogurok - Dec. 25th, 2010 08:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
nedogurok
Dec. 13th, 2010 09:40 pm (UTC)
Вот все-таки старик Алистер был немного недоделанным. Нет ничего глупее следования неосознанным желаниям.

Осознавай желания сначала, а потом решай - следовать или нет, соотносясь с дао:)
(Deleted comment)
(no subject) - nedogurok - Dec. 13th, 2010 09:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
nedogurok
Dec. 13th, 2010 09:42 pm (UTC)
Re: Чувство долга как эмулятор пищевой цепи
Да, так часто бывает. Спасибо.
funny_elk
Dec. 13th, 2010 08:59 am (UTC)
вы как считаете - вы в Дао живете и осознали свою истинную природу и всё такое? Это не в плане издевки, просто интересно.
nedogurok
Dec. 13th, 2010 09:47 pm (UTC)
Я пишу из собственного опыта, если вы про это:)

Однако же, те, кто достиг полного и окончательного просветления, уже ничего не пишут, как правило. Я же довольствуюсь проблесками.
(no subject) - funny_elk - Dec. 14th, 2010 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Dec. 25th, 2010 08:28 pm (UTC) - Expand
po_doroge_v_rai
Feb. 6th, 2011 10:28 pm (UTC)
Чудесный пост, как он импонирует моей модели о правильной жизни)

В последнее время регулярно встречаю цитаты Лао Цзы, и всегда так в тему, так актуально. Неспроаста!)

Только вот это не поняла:

"Когда рождаются знания и ум,
Появляются притворство и условности."

Выпадает из общего контекста. Как будто осуждают рождение знаний и ума.

Пост тащу к себе, чтоб не потерять.
nedogurok
Feb. 7th, 2011 08:01 pm (UTC)
Спасибо.

*"Когда рождаются знания и ум,
Появляются притворство и условности."

Выпадает из общего контекста. Как будто осуждают рождение знаний и ума.*

Это тоже в общем контексте. Помнишь притчу про ученого, которого дзенский мастер поил чаем? И чай перелился через чашку. что символизировало массу бесполезных знаний в голову этого ученого, которые мешали ему понять Природу ума.


(no subject) - po_doroge_v_rai - Feb. 7th, 2011 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - po_doroge_v_rai - Feb. 7th, 2011 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Feb. 22nd, 2011 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - po_doroge_v_rai - Feb. 22nd, 2011 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Feb. 22nd, 2011 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - po_doroge_v_rai - Feb. 22nd, 2011 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Feb. 22nd, 2011 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - po_doroge_v_rai - Feb. 22nd, 2011 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedogurok - Feb. 23rd, 2011 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - po_doroge_v_rai - Feb. 24th, 2011 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - po_doroge_v_rai - Feb. 24th, 2011 07:42 pm (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

котлетус
nedogurok
nedogurok

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong